Очень ирландское кино

Ирландский драматург Мартин Макдонах, чьи пьесы идут и на сценах наших театров, поставил первый полнометражный фильм

Два ирландца, киллеры Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон), приезжают на рождественские каникулы в сказочный бельгийский городок Брюгге. Их босс Гарри (Ральф Файнс) велел им залечь на дно. Русское прокатное название «Залечь на дно в Брюгге» слишком однозначно. Оригинальное «В Брюгге» – неожиданная метафора с религиозным подтекстом.

На своем первом задании Рэй облажался – он должен был убить священника, но случайно застрелил еще и маленького мальчика. Теперь Кен должен присматривать за Рэем. Рэю в городе-музее скучно, и он находит себе приключения: хамит американским толстякам, лупит канадских туристов, завязывает роман с бельгийкой, торгующей наркотиками, метелит ее парня-скинхеда, знакомится с карликом-расистом, снимающимся в европейском трэш-фильме.

Казалось бы, такой набор событий (а в финале будет еще активная стрельба) обещает лихую черную комедию. Не тут-то было. Макдонах – драматург тонкий и хитрый. Он растворяет все потенциально ударные эпизоды в сонной жизни тихого туристического Брюгге. И только финал делает стремительным и ударным. Он пишет для героев уморительные диалоги, но звучат они не как тарантиновская стрельба словами, а обыденно и скучно. Быстро понимаешь, что гангстерская комедия режиссера не особо интересует.

Больше его интересует преступление и наказание. Нечаянное убийство мальчика не дает покоя Рэю. И мучения его вовсе не комичны. Он должен понести наказание. Но и простецкая мораль – не то, ради чего сделан этот фильм.

Сделан он ради ирландского характера. Вот его-то Макдонах и поворачивает разными гранями, им любуется и над ним потешается. Его ирландцы – прямолинейные грубияны и романтики. Они не задумываясь пустят пулю в лоб кому угодно, но только не ребенку. У них есть принципы и честь, одновременно возвышенные и граничащие с абсурдом. Они готовы грешить и каяться, совершать преступления и отвечать за них. И для всего этого Макдонах нашел отменную декорацию, которая тоже оказывается не так проста, как кажется поначалу. Средневековый Брюгге для Кена, Рэя и Гарри оказывается не рождественской сказкой, а местом Страшного суда (не зря мелькнет в фильме картина Босха), где каждый получит по делам своим.