Честь короны держит строй

На третьем Фестивале оркестров мира выступил самый именитый участник программы этого года
Д. Гришкин

Первый из двух концертов Королевского филармонического оркестра закончился долгой овацией. Публика хотела слушать сочный звук лондонцев еще и еще, и, хотя дирижер Даниэле Гатти не был расположен бисировать, ему пришлось сделать москвичам маленький английский подарок в виде вариации из «Энигмы» Эдварда Элгара.

В остальном же лондонцы отыграли целиком немецкую программу, составленную из хорошо оркестрованных блюд позднего романтизма. Главным из них была Первая симфония Брамса, прозвучавшая без сюрпризов, чисто и очень насыщенно по тону.

Королевский оркестр хорош скорее как целое, нежели в деталях: он слитен, слажен и мощен, в густое варево струнных без остатка вписываются остальные группы. Русскому слуху такое звучание нравится: недаром с оркестром долго работал Юрий Темирканов.

Нынешний шеф лондонцев Даниэле Гатти обходится без эмоциональных преувеличений, его жест скуп, а интерпретации довольно обыденны. Блеска в них нет, что особенно проявилось в поэмах Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель», где прихотливые соло и тембровые игры прошли без изюминки, не более чем на совесть. Валторнист и трубач развенчали легенду о том, что британские оркестранты играют годами, ни разу не ошибаясь. Но в своей сплоченности строй королевской гвардии был красив.