Новая трактовка викторианской модели

Десять лет назад Вивиан Вуделл мало что понимал в индустрии телекоммуникаций, но точно знал, что его счета за телефон слишком велики, и хотел что-то с этим сделать

Сегодня Вуделл – генеральный директор быстро растущей телекоммуникационной компании с оборотом 7 млн фунтов стерлингов, в которой работают 40 человек, большинство из них – в головном офисе компании в городе Чиппинг Нортон, графство Оксфордшир. Однако это не типичная история маленького, но быстро растущего бизнеса. Компания Вуделла – одна из ничтожного числа новых бизнесов, появившихся в последние годы, каковые смахнули пыль с викторианского законодательства о кооперативах, вместо того чтобы основаться согласно закону «О компаниях». Юридически бизнесом владеют абоненты телефонной линии, они же выбирают правление и распределяют дивиденды. 46-летнему Вуделлу Phone Co-op показал, что в модели старого доброго потребительского кооператива еще есть жизнь.

«Я принимал участие в курсе развития малого бизнеса в Крэнфилдском университете в 2006–2007 гг. и думал, что бизнесмены будут считать меня странным. Но в действительности они с интересом отнеслись к Phone Co-op», – рассказывает Вуделл. Он даже заключил несколько новых договоров.

Основная же польза курса Крэнфилдского университета заключалась в том, что Вуделл изучил управление ростом. Бизнес начинался классическим образом – в свободной комнате его дома – и постепенно рос. В 2001 г. оборот достиг 1 млн фунтов стерлингов, в 2004-м – 4 млн фунтов и до 2005 г. приносил прибыль. Затем настал сложный период.

Проблемы начались после того, как Phone Co-op приобрел розничный бизнес одной из интернет-компаний, и, хотя убыток от торговли ожидался, выручка оказалась ниже прогнозов. «Нам не удалось полностью интегрировать поглощенную компанию, – говорит он и добавляет: – Но следующий год был отмечен ростом и прибылью».

Основу бизнеса составляет покупка телефонных мощностей оптом и продажа их в розницу – рынок, на котором они напрямую конкурируют с несколькими крупными группами. Клиентов находят и удерживают частично с помощью коммерческих агентов, но в основном по более чем 300 коллективным договорным схемам, подписанным с большим количеством экологических, общественных, политических и благотворительных организаций.

Один из пунктов критики в адрес модели кооператива заключается в том, что избираемое напрямую правление может мешать бизнесу. Но Вуделл отвергает критику в случае с Phone Co-op. «Нам всегда везло с правлением, в него входили люди с обширным опытом работы в кооперативе и бизнесе», – говорит он. После выборов 2008 г. в правление вошел в том числе Боб Берлтон, председатель Co-operative Financial Services, материнской компании банка Co-operative Bank и компании Co-operative Insurance Services.

По сравнению с такими уязвимыми гигантами кооперативного движения, как CFS, Phone Co-op – мелкая рыбешка. Но Вуделл считает, что его бизнес вносит свой вклад в кооперативное движение. «Наше движение в значительной мере обновилось за последнее десятилетие, – говорит он. – Людям важно видеть, что кооперативная модель жизнеспособна и прибыльна в совершенно новых областях».