Лидеры роста

Число пользователей сотовой связи в Ростовской области за год с июля 2007 г. увеличилось до 4,225 млн абонентов, в Краснодарском крае – сократилось до 6,251 млн. На Дону лидером стала Tele2, на Кубани позиции укрепила МТС
А. Мартыненко

Уровень проникновения сотовой связи в Ростовской области составил 97%, увеличившись на 5 процентных пунктов, говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Общее количество абонентов выросло с 4,055 до 4,225 млн. Лидер рынка в 2007 г. – «Вымпелком» («Билайн») уступил первенство Tele2 (см. диаграмму), сократив количество абонентов с 1,1 млн до 845 000. У Tele2 клиентов стало больше почти на 200 000 – 1,2 млн. База МТС и «Мегафона» выросла примерно одинаково – с 970 000 до 1,1 млн абонентов.

ACM-Conuslting предоставила «Ведомостям» анализ отчетности работающих в Ростовской области и Краснодарском крае сотовых операторов за первое полугодие.

В Краснодарском крае уровень проникновения сотовой связи снизился до 118% (в 2007 г. – 131%), количество абонентов сократилось с 6,825 млн до 6,251 млн. Такие цифры связаны с коррекцией баз операторов, объясняет Саяпина. Явный лидер в крае – МТС: ее доля выросла на 1 п. п. до 66%, несмотря сокращение клиентской базы на 310 000 абонентов. «Вымпелком» потерял 380 000 абонентов, доля на рынке стала меньше на 4%. «Мегафону» удалось нарастить клиентскую базу на 110 000 пользователей до 928 000.

«Вымпелком» теряет долю по всей России (с 30,9% до 24,6%) из-за изменения схемы подсчета абонентов, говорит Саяпина. До октября 2007 г. оператор учитывал абонентов, не пользующихся sim-картами до шести месяцев, с октября 2007 г. – до четырех месяцев, пояснил коммерческий директора южного региона «Вымпелкома» Александр Кирсанов. В Ростовской области компания потеряла только 2% на рынке, отказавшись от «легких абонентов» за счет изменения маркетинговой политики, доля в крае не изменилась, отметил он.

Рост доли «Мегафона» в регионах директор по коммерческим вопросам «Мегафон – Северный Кавказ» Владимир Карпушкин объяснил вводом новых базовых станций, предложением конкурентных тарифных планов и допуслуг VAS. Компания обеспечила почти 100%-ное покрытие в крае и области для выхода в интернет по технологии EDGE, отметил он.

Лидерство Tele2 в Ростовской области связано с тем, что компания ведет агрессивную ценовую политику, предлагая цены ниже, чем у операторов «большой тройки», отмечает аналитик IKS-Consulting Юлия Федорова. Например, при подключении опции «Номера Tele2» на тарифе «Стимул» минута звонка внутри сети «Тele2-Ростов» стоит 11 коп.

Большую долю на рынке Краснодарского края МТС получила, купив лидера рынка – «Кубань GSM». В Ростовской же области она приобрела «Донтелеком», не имеющий значительной доли, говорит Федорова. В Краснодарском крае МТС намерена сохранить лидерство за счет новых проектов, направленных на повышение лояльности абонентской базы и развитие инновационных услуг, в том числе на базе 3G, говорит директор по маркетингу южного филиала МТС Сергей Ласкавый.

Аналитик «Финама» Владислав Кочетков полагает, что в ближайший год в Ростовской области динамика роста абонентской базы МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» будет сопоставима: ни у одного оператора на данный момент нет явных преимуществ. Прирост абонентов у Tele2 замедлится – в ближайшее время у компании не будет такого конкурентного преимущества, как 3G, на которую делает ставку «большая тройка», отмечает он. В Краснодарском крае МТС еще долгое время удержит лидирующие позиции, поэтому «Вымпелком» и «Мегафон» пока не смогут существенно расширить присутствие в регионе, полагает Кочетков.