Защита для осетровых


Сегодня правительственная комиссия по развитию рыбного хозяйства (председатель – первый вице-премьер Виктор Зубков) обсудит законопроекты об ужесточении государственного контроля за оборотом рыбной продукции (есть у «Ведомостей»).

Среди мер – предложение конфисковывать у браконьеров не только их собственные, но и взятые в аренду суда. У браконьерской лодки обычно три мотора и спутниковый телефон, стоит она не меньше $40 000, знает советник руководителя Росрыболовства Михаил Глубоковский, изыматься будут именно такие суда – они специально подготовлены для незаконной ловли.

Рыбак, отдавший судно браконьеру, должен нести ответственность наравне с нарушителем, согласен председатель рыболовецкого колхоза «За Родину» (Калининград) Сергей Люторевич.

Росрыболовство считает, что под госконтролем должны находиться любые операции с осетровыми рыбами и их икрой: вылов, искусственное воспроизводство, экспорт и импорт, оптовая и розничная торговля, говорится в проекте закона. Предприниматели, искусственно производящие осетровых, должны будут предоставлять в Росрыболовство сведения о наличии рыбы, ее поле и возрасте, указывать объемы производства икры. Законопроект о защите осетровых уже пять лет не могут внести в правительство.

Промышленный вылов осетровых в России не ведется – из-за резкого сокращения их численности их ловят только для воспроизводства и научных работ, вздыхает Глубоковский, в середине 1980-х гг. Россия и Иран вылавливали 25 000–27 000 т, сейчас на весь Каспий – 1000 т. Даже незаконно рыбу стали ловить реже – с прошлого года запрещена продажа осетровых, говорит председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства Вячеслав Зиланов.

«Мы предлагали эти меры несколько лет, хорошо, что они наконец оформлены в законопроект, – говорит председатель правительства Астраханской области Константин Маркелов. – Ослабление контроля за оборотом осетровых привело к истощению ресурсов и потере места России на мировом рынке. Браконьеры действуют хорошо организованными группами, пользуются коррупционными связями и применяют оружие, поэтому борьба с ними должна быть централизована, а полномочия правоохранительных органов – расширены».