Меньше, чем хотели

Крупнейшие ритейлеры подсчитали предновогоднюю выручку. Почти у всех она выросла, но меньше, чем в прошлом году
Д. Гришкин

Итоги декабрьских продаж подвели три из четырех публичных продуктовых ритейлеров – Х5, «Магнит», «Седьмой континент».

По предварительным данным «Магнита» (магазины у дома и гипермаркеты), в декабре 2008 г. выручка (без НДС) составила 15,6 млрд руб., что на 30% выше показателя ноября 2008 г. (12 млрд руб.) и на 44% – декабря 2007 г. (10,8 млрд руб.), рассказал совладелец сети Сергей Галицкий. В 2008 г. выручка «Магнита» каждый месяц прирастала в среднем на 10%. По словам Галицкого, продажи в декабре даже несколько превысили прогноз компании, который учитывал не только снижение доходов населения, но и рост конкуренции со стороны крупноформатных магазинов. Галицкий говорит, что его компания не почувствовала «существенных изменений в поведении потребителей в конце года, разве что всплеск продаж начался несколько позже обычного».

Гораздо более чувствительным к кризису оказался формат супермаркетов. Работающий в нем «Седьмой континент» в декабре заработал 4,849 млрд руб., показав рост всего на 10% по сравнению с декабрем 2007 г., при этом рост за весь год вдвое больше – 22,5%. По словам пресс-секретаря «Седьмого континента» Влады Барановой, в начале декабря компания заметила, что покупатели стали стараться экономить. «Основной рост продаж пришелся на период с 29 декабря по 4 января, когда показатель LFL [рост выручки в магазинах, существующих больше года] составил 35–40%», – говорит Баранова. Аналитик ВТБ Мария Колбина считает, что такие результаты предновогодних продаж «Седьмого континента» обусловлены, в частности, оттоком покупателей в более экономичные форматы.

Отток покупателей из супермаркетов отмечает и Х5 Retail Group (супермаркеты, гипермаркеты, мягкие дискаунтеры). Обычно в IV квартале спрос растет, но в этом году в супермаркетах «Перекресток» притока покупателей не было, говорится в отчетности Х5. По словам директора по связям с инвесторами Х5 Анны Каревой, это обусловлено оттоком покупателей в регионах, там трафик снизился на 7%, при том что в Москве и Санкт-Петербурге – вырос на 3%. «Чувствительность покупателей к ценам привела к снижению трафика в региональных супермаркетах и его значительному, на 7%, росту в дискаунтерах, – говорит Карева. – В начале 2009 г. мы намерены оптимизировать сеть супермаркетов «Перекресток» в регионах. Супермаркеты, для которых работа в формате мягкого дискаунтера может быть более выгодной, будут переведены под бренд «Пятерочки», а новые магазины формата «супермаркет» будут открываться на выборочной основе в крупных городах». По словам Каревой, в декабре по сравнению с ноябрем 2008 г. продажи Х5 выросли на 30% в рублях. В IV квартале консолидированная выручка Х5 составила $2,4 млрд, рост к аналогичному периоду – 41% (в 2007 г. было 57%).

Непродуктовый ритейл также отмечает влияние кризиса.

«По сравнению с ноябрем 2008 г. декабрьская выручка выросла на 32%, но это меньше, чем в 2007 г., когда было 50%», – рассказывает Леонид Тюкавкин, вице-президент по стратегическому планированию «Техносилы». Оборот «Эльдорадо» за декабрь – более $500 млн, это примерно на 90% больше, чем в ноябре, сообщил гендиректор компании Игорь Немченко. Он признает, что декабрьский оборот меньше прошлогоднего, но точных цифр не раскрывает. «В декабре 2008 г. продажи выросли на 43% по сравнению с ноябрем, в прошлые годы было 70–90%», – указывает Елизавета Тотунова, пиар-директор сети «Мир». «Розничные продажи «М.видео» в декабре 2008 г. составили 12,128 млрд руб. ($431 млн) с НДС, что на 11,3% больше, чем в декабре 2007 г.», – сказано в отчетности компании.

Покупателей стало меньше, констатируют представители сетей. Трафик снизился на 24%, говорит Немченко из «Эльдорадо». «Количество посетителей сети в целом осталось примерно на том же уровне, но по магазинам LFL заметно снижение – примерно на 8%», – признает Тюкавкин из «Техносилы». При этом представители всех сетей говорят, что средний чек не изменился; цифру называет только Тотунова из «Мира» – $140.

Президент компании «Дикая орхидея» (сети женского белья «Дикая орхидея» и «Бюстье») Александр Федоров жалуется, что в предновогодний месяц 2008 г. его компания заработала всего $16,5 млн; в прошлом году было $24 млн. «Дорогих товаров стали меньше покупать, трафик в регионах упал более чем вдвое», – объясняет Федоров. По его словам, на продажах сказались и финансовые проблемы компании, которая была вынуждена срочно погашать кредиты и сократить затраты на рекламу. Тем не менее в декабре выручка была на 50% больше, чем в ноябре.

В сети магазинов швейцарских часов и ювелирных украшений «Консул» рост продаж декабря к ноябрю составил 90%, обычно бывает более 100%, утверждает вице-президент компании Людмила Малофеева.