Компания недели: «Эльдорадо»


«Эльдорадо» – это Яковлев, шутят коллеги и партнеры по бизнесу и характеризуют его как человека жесткого, требовательного и чрезвычайно везучего. Да и с чувством юмора у него полный порядок. Слоган «Сосу за копейки» напоминать кому-нибудь надо? Именно эти качества основателя и превратили «Эльдорадо» в крупнейшего российского непродуктового ритейлера: оборот компании в 2007 г. приблизился к $6 млрд.

Первый магазин – 10 кв. м – Игорь Яковлев открыл в Москве в 1994 г. и всего через год закрыл. Конкурировать с уже «взрослыми» «М.видео», «Миром» и «Техносилой» не получилось. Яковлев рискнул и обратил взгляд на не освоенные никем из «взрослых» регионы. И не прогадал: когда в 2002 г. он отправился покорять столицу во второй раз, выход получился эффектный. Купив московскую сеть «Электрический мир», он разом увеличил свою долю на рынке с нуля до 10%. Свезло? Да.

«Эльдорадо» победно шествовало по стране до начала 2008 г. Но тут вмешались налоговики, объявившие 2008 г. «годом торговли». Публично пострадали «Эльдорадо» и «Техносила»; те, кому удалось решить налоговые вопросы полюбовно, сегодня предпочитают помалкивать.

«Эльдорадо» получило акт с многомиллионными налоговыми претензиями. Налоговики доказывали, что компания использовала серые схемы ввоза техники, фирмы-однодневки. Банки, узнав об этом, потребовали досрочно погасить кредиты на $400 млн, поставщики приостановили поставки.

За бизнес пришлось бороться. «Он [Яковлев] ходил в налоговую, к банкирам и вендорам как на работу. Лично упрашивал, просил и требовал. Мог сутками вести переговоры», – делятся знакомые бизнесмена. «Дела в «Эльдорадо» тогда шли неважно, могу предположить, что до краха оставалось несколько недель», – помнит один из вендоров.

И опять свезло! Спасательный круг кинули чешские партнеры – PPF Group. Много лет банк «Хоум кредит» (контролируется PPF Group) был основным для «Эльдорадо» по потребкредитованию. PPF дала «Эльдорадо» кредит на $500 млн для расчета с поставщиками и кредиторами. Но его условия предусматривают, что PPF может приобрести существенную – вплоть до мажоритарной – долю ритейлера. По кредиту пришлось заложить 51% долей «Эльдорадо». Доля, которая в итоге перейдет PPF, будет определена, когда компания подведет итоги продаж в 2009 г. Чем лучше результаты, тем меньше доля PPF. Если бы только не этот финансовый кризис, я бы руку отдала, что Яковлеву опять свезет и он вернет себе компанию.