Музыка революции

Возрожден Персимфанс, с 1932 г. не выступавший по не зависящим от дирекции причинам
Д. Гришкин

Не знаю, хорошо или плохо, но закономерно, что бывший театр Анатолия Васильева «Школа драматического искусства», которым раньше властно руководил один человек, осознал себя на новом этапе и запустил проект, задуманный в пику самой идее единоличной власти.

Первый симфонический ансамбль без дирижера (Персимфанс), в 1920-е гг. поражавший духом коллективизма и ладностью игры, возрожден по инициативе пианиста Петра Айду. Фортепианный концерт футуриста Александра Мосолова, в котором Персимфанс-2009 выступил малым симфоническим составом, был сыгран в духе равноправия участников и без притязаний с чьей-либо стороны на дирижерскую инициативу.

В первую программу удалось впихнуть многое. Смонтировали киноролик, в котором трудящиеся между делом слушали (как в фильме Бергмана) увертюру Моцарта «Волшебная флейта» в версии 1930 г. для кинотеатров. По инструкции забытого лидера музыки 20-х Арсения Авраамова реконструировали фрагмент постановки Эйзенштейна «Слышишь, Москва?», где музыканты производили молотками «шумритмузыку», сколачивая деревянную трапецию – она пригодилась в очаровательном цирковом балете «Трапеция» на оригинальную музыку Прокофьева, поставленном Наталией Кайдановской. Вовлекли актера и режиссера Игоря Яцко, цитировавшего Луначарского и декламировавшего Крученых. Возродили даже пролетарский шумовой оркестр с «Интернационалом» на бутылкофоне. И сделали все это без идеологических камланий, а просто радостно подняли утопическое дело строителей нового мира.