Духоподъемность

Завершившийся Роттердамский кинофестиваль организовал гигантскую ретроспективу хорроров из Юго-Восточной Азии под названием Hungry Ghost – «Изголодавшиеся призраки», они же «духи»
www.filmfestivalrotterdam.com

Консервативные киноструктуры типа «Оскара» до сих пор как черт от ладана шарахаются от таких жанров, как триллер, боевик и тем более ужастик. Бывают, конечно, исключения (можно вспомнить оскаровский триумф «Молчания ягнят»), но очень редко.

Продвинутые фестивали типа Торонтского и Роттердамского уже лет двадцать организуют спецпрограммы, в которых демонстрируют во всех смыслах кошмарное кино. Роттердам и Торонто всегда искали стиль и арт в низких жанрах. И были уверены, что именно хоррор способен добавить энергии всему современному кинематографу.

Но никогда еще тот же Роттердам, всегда поднимавший на щит самых безбашенных кинокорейцев, японцев и гонконгцев, не организовывал ретроспективу современных азиатских ужастиков. В нее вошло 30 фильмов. Никогда еще в Роттердаме к особой программе не присоседивали специальную выставку. Ее устроили в многоэтажном здании, нареченном в фестивальные дни Haunted House – «Дом с привидениями». Бывшее здание фотомузея, которое некогда являлось еще и конторой одной из почивших газетных редакций со всеми ее скелетами в шкафах, подошло как нельзя лучше.

Никогда еще неотделимый от Роттердамского фестиваля Hubert Bals Fund, один из главных спонсоров мирового арт-кино, не давал деньги на страшилки. На сей же раз в программе было сразу два ужастика, сделанных при помощи фонда Hubert Bals. Таиландский The Coffin/«Гроб», в котором обычай тайцев полежать в гробу при жизни приводит их к пренеприятным встречам. И вьетнамский Moon at the Bottom of the Well/«Луна на дне колодца», в котором женщина из-за семейных проблем становится фурией, послушной миру иному.

Помимо прочего роттердамская ретроспектива была затеяна с целью рассказать киномиру, в какую именно страну переместился сейчас центр производства фильмов ужасов. Оказывается, этот центр уже не в Гонконге и даже не в Таиланде, а в Индонезии. Факт: в 2008-м там сняли не менее 50 (!) хорроров. США, Европа и Россия – совместно отдыхают.

Индонезийские хорроры и впрямь чудные. Из показанных в Роттердаме выделю Takut: Faces of Fear/«Такут: лица страха». Хотя бы потому, что это альманах, дающий широкое представление о том, чего боятся простые индонезийцы. Боятся они призраков, потому что почти все азиатские ужастики – про изголодавшихся духов. Но также бывших любовников и любовниц. Колдунов, которые наводят порчу при помощи гадких насекомых. Знаменитых актрис, коллекционирующих глаза и пальцы поклонников. Девушек-зомби. И еще девушек-кулинарш, готовящих для нового воздыхателя блюдо из плоти воздыхателя прежнего.

Да-да, понял, что именно смущает меня в индонезийских хоррорах: что зло, как и в половине ужастиков из прочих азиатских стран, является тут в образе симпатичной девушки. Что в этом нового? И неужели девушек действительно нужно бояться?.