Мандат уже не спасает

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) стал в разы чаще привлекать к ответственности депутатов, судей, следователей и адвокатов, чем это делала Генпрокуратура

В распоряжении «Ведомостей» оказалась статистика СКП, из которой следует: в 2008 г. количество проверок в отношении депутатов, судей, следователей, прокуроров и адвокатов – так называемых спецсубъектов – увеличилось до 11 000 с 4000 в 2007 г., когда этой работой занималась прокуратура.

В 2008 г. СКП вдвое чаще проверял следователей МВД (2982 раза против 1200), адвокатов (924 против 458), прокуроров (462 против 244) и судей (585 против 297), а сотрудников наркоконтроля – почти в 7 раз (337 против 53). Фигурантами уголовных дел стали 1442 спецсубъекта – почти в 1,5 раза больше, чем в 2007 г. В суд передали 1004 дела (годом ранее – 575).

Среди прочего уголовные дела были возбуждены в отношении 198 следователей (в основном за фальсификацию доказательств), 43 прокуроров (в основном за взятки). В суд были направлены дела и против 80 адвокатов (в основном за вымогательство денег под предлогом передачи взятки). Возбуждены дела и против 29 судей (было 10) – в основном за неправосудные решения, в том числе за взятки.

Но основная масса проверок пришлась на региональных и муниципальных чиновников и депутатов (4361 против 1275). Фигурантами уголовных дел стали 948 человек. Муниципалы, как правило, попадаются на воровстве муниципального имущества и получении кредитов собственным коммерческим структурам. Депутаты более высокого – регионального уровня стали фигурантами уголовных дел в 40 случаях (обычно за хищение бюджетных средств и получение взяток). Но бывают и нетривиальные случаи. Карельский депутат Валерий Плетнев осужден за мошенничество: в счет оплаты несуществующего оборудования он присвоил 13 млн руб., принадлежавших лизинговой компании.

Такие цифры действительно есть, подтвердил представитель СКП. Но оставил их без комментариев.

На местах борьба с коррупцией заметно активизировалась, подтверждает председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, но в основной массе это не слишком значительные дела. Такая активизация может быть связана также с ведомственным соперничеством между СКП и Генпрокуратурой, добавляет представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский. В январе Верховный суд предложил вернуть право возбуждать дела против спецсубъектов Генпрокуратуре. «На самом деле не так важно, кто будет этим заниматься, главное – наконец начали», – считает Барщевский.