А где Потудань? Утекла

В «Реке Потудань» Сергея Женовача проза Андрея Платонова стала почти бесплотной

Зрительного зала на этом спектакле нет, просто вдоль трех стен только что открытой Малой сцены выставлены некрашеные пронумерованные табуретки, чуть больше тридцати. А вдоль четвертой стены, игровой, вертикально стоят длинные неструганые доски, и на них тоже номера, продолжающие счет. Отец и сын (Сергей Качанов и Андрей Шибаршин) дважды выберут несколько досок для работы: на гроб и на детскую мебель. Есть и река: сухое русло, выщербленное в кирпичной стене художником Александром Боровским и подсвеченное Дамиром Исмагиловым.

С платоновским сюжетом Сергей Женовач работает так же, как с пространством: выкапывает из текста, высушивает до исподнего, подсвечивает, как картину на религиозный сюжет. Как нет быта на сцене, так нет плоти в театральной истории демобилизованного красноармейца Никиты и девушки Любы, у которых ничего не выходит в постели, потому что вся Никитина сила «бьется в сердце и приливает к горлу, не оставаясь больше нигде».

Любовь больше тела: Платонов видит в этом невыносимую муку, Женовач – возможность нравственного урока. Такого же, каким был «Захудалый род» – спектакль, установивший правила и принципы Студии театрального искусства, затеявший разговор о положительно прекрасных людях и душевном благородстве. В «Реке Потудань» у Женовача речь о том же: любить – значит терпеть и верить. Актерам Андрею Шибаршину и Марии Шашловой оставлены лишь детские нежность и стыд. Муки будут к радости, иначе в этом театре не получается. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе. Начисто вымыт пол, и белоснежно исподнее.