Импорт стал гражданским делом

Владельцы брендов, лишившись поддержки таможенников после дела о битом Porsche, будут сами судиться с независимыми поставщиками. Компания Kayaba требует с импортера 500 000 руб. за ввоз восьми амортизаторов общей стоимостью 11 000 руб.
М.Стулов

Московский арбитражный суд 18 марта рассмотрит иск японской Kayaba Industry к продавцу комплектующих – компании «Автологистика», попытавшейся в октябре 2008 г. ввезти через Домодедовскую таможню восемь амортизаторов, маркированных знаками Kyb и Kayaba. Kayaba требует от «Автологистики» компенсации в 500 000 руб. Стоимость запчастей, приобретенных за границей у официального дистрибутора Kayaba, не превышает 11 000 руб., говорит гендиректор «Автологистики» Михаил Кулябин.

Kayaba активно борется с независимыми импортерами. За несколько лет она сократила долю параллельного импорта в общем объеме продаж своей продукции в России с 40% до 5%, рассказывает Роман Скворцов, гендиректор «Блок трейдинга», официального дистрибутора комплектующих для японских автомобилей. «Защита брендов компаниями Kayaba, Toyota, Subaru и другими производителями вынудила многих мелких поставщиков уйти с рынка. Для них конфискация пары контейнеров с запчастями означала банкротство», – объясняет Скворцов.

Kayaba Industry впервые приходится самостоятельно защищать свои права в суде, отмечает заместитель начальника юридического отдела фирмы «Городисский и партнеры» Евгений Александров, представляющий интересы японской компании. Раньше в подобных случаях разбирательство инициировали таможенники. Обнаружив партию брендированного товара, таможня запрашивала владельцев знака о наличии у импортера разрешения на его использование. Если разрешения не было, таможенники возбуждали дело об административном нарушении по ст. 14.10 КоАП (незаконное использование товарных знаков; карается конфискацией товара и штрафом до 40 000 руб.) и передавали иск в арбитраж.

Но недавно отработанная схема дала сбой. В феврале 2009 г. президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел заявление компании «Генезис», считавшей, что в 2008 г. у нее был неправомерно конфискован по заявлению Выборгской таможни битый Porsche Cayenne S, ввезенный без разрешения «Порше руссланд». Президиум постановил, что по ст. 14.10 КоАП заявителя наказывать нельзя. Спорный Porsche – оригинальный товар, поэтому такое использование товарного знака не является правонарушением.

Суды будут учитывать позицию президиума ВАС, поэтому правообладатели вынуждены менять стратегию защиты, переходя с административного делопроизводства на гражданское, говорит партнер «Городисский и партнеры» Николай Богданов. В иске Kayaba нет упоминаний о ст. 14.10 КоАП: юристы компании ссылаются на положения Гражданского кодекса об исключительных правах владельцев товарных знаков.

Гражданское делопроизводство позволит строже наказать нарушителя: истцы могут требовать компенсации до 5 млн руб., тогда как по административным делам штраф не превышал 40 000 руб. Кроме того, в гражданском иске владелец бренда может требовать полностью запретить импортеру ввоз и продажу товаров под своим знаком – это требование содержится в иске Kayaba к «Автологистике». С другой стороны, защита брендов будет обходиться компаниям намного дороже. «При административном производстве расходы компаний были минимальны. Таможенники сами подавали иски», – объясняет партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич. При гражданском производстве компаниям придется самим нести судебные расходы, а ведь гражданское производство длится дольше административного, добавляет Ариевич. Кроме того, к искам таможни суды относились лояльнее, а в корпоративном споре шансы у сторон будут равны, делится мнением другой юрист.

Исков к импортерам станет меньше, полагает Ариевич. Компаниям в условиях кризиса будет невыгодно судиться с мелкими предпринимателями за каждый ввезенный флакон шампуня или партию подержанных шин, объясняет он.

Из-за потери владельцами брендов административного ресурса до 50% поставок автокомплектующих в Россию могут стать неофициальными, уверен Скворцов из «Блок трейдинга». Оригинальные запчасти, ввезенные из Европы, Японии или Сингапура в обход официальных дистрибуторов, иногда на 40% дешевле, чем ввезенные правообладателем. По данным «Автостата», в 2008 г. вторичный рынок автокомпонентов вырос на $4 млрд до $35 млрд. Из них $19,8 млрд приходится на запчасти к отечественным автомобилям и $15,5 млрд – на комплектующие для иномарок.