РЖД поставят на учет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет заставить РЖД публиковать информацию о свободных пропускных мощностях, предоставлять подвижной состав на конкурсной основе и провозить грузы строго по очередности заявок

Проект постановления правительства о правилах недискриминационного доступа к железнодорожным перевозкам и инфраструктуре РЖД был опубликован вчера на сайте ФАС. Документ разработан в рамках программы развития конкуренции, одобренной правительством в феврале.

Если документ будет принят, РЖД придется существенно перестроить работу с клиентами и раскрывать на сайте по требованию клиентов значительную часть внутренней информации. Например, стоимость услуг, схемы и графики использования принадлежащих РЖД объектов, информацию об обслуживании обязательных перевозок, данные о свободных мощностях, очередность доступа к загруженным мощностям.

ФАС и сейчас предписывает РЖД раскрывать сведения об очередности доступа, чтобы клиенты могли планировать перевозки заранее, говорит начальник управления службы Алексей Сушкевич, но важно, чтобы это требование было закреплено в постановлении правительства.

Проект защищает клиентов РЖД от необоснованных отказов: монополии придется перевозить грузы только в порядке очередности поданных заявок. Доступ к подвижному составу и другим услугам кроме перевозок РЖД придется предоставлять на конкурсной основе. Подробно механизм таких конкурсов будет обсуждаться с РЖД и Минтрансом, объясняет Сушкевич.

Минтранс получил проект во вторник и изучает его, говорит представитель министерства. Участвует в обсуждении и РЖД, рассказал представитель монополии. По его словам, РЖД считает необходимым доработать «ряд принципиальных вопросов», уточнить которые он отказался.

Безосновательные отказы в доступе могут грозить оборотным штрафом в 1–15% выручки РЖД на рынке определенных услуг. Размер санкций сейчас обсуждается, говорит Сушкевич: наказывать всю компанию за единичные отказы нелогично, возможно, будет персональная административная ответственность сотрудников.

Политикой РЖД недовольны многие. В 2008 г. ФАС оштрафовала РЖД и ее «дочек» на 466 млн руб. за злоупотребления в области предоставления и ремонта вагонов (все штрафы оспорены РЖД в судах).

«Частники были бы рады принятию постановления», – говорит менеджер одного из крупнейших операторов: например, РЖД не разрешает переваливать грузы в свои вагоны на построенной оператором станции. Представители крупных компаний-перевозчиков – группы «Илим», НЛМК, «Мечела» – от официальных комментариев отказались. Их сотрудники говорят, что предложения ФАС выглядят позитивно, но «нужно разбираться». «Как была нехватка вагонов на определенных направлениях, так и будет», – пессимистичен менеджер одной из компаний: вне зависимости от конкурсов возить будут те же самые компании.