Кредитуй, прикрою

Председатель Центробанка Сергей Игнатьев и его заместитель Алексей Улюкаев готовы отвечать за плохие кредиты вместе с менеджерами Сбербанка и ВТБ, лишь бы эти банки наращивали кредитные портфели
Д. Гришкин

Рост проблемной задолженности банков – одна из двух наиболее острых проблем системы, признал вчера в Госдуме председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Еще в конце мая он говорил, что проблема плохих долгов «не вызрела». В мае темпы роста просроченной задолженности, без учета данных Сбербанка, снизились, констатировал Игнатьев.

Второй большой проблемой Игнатьев назвал стагнацию кредитования. Он признался, что был инициатором введения для госбанков в конце 2008 г. требования наращивать кредитный портфель на 2% в месяц. Игнатьев назвал эту меру нерыночной, но приемлемой в период кризиса. Мера, впрочем, по его признанию, подействовала лишь частично. Если учесть курсовые разницы, кредитный портфель банков практически не изменился, заявил Игнатьев. Госбанки с начала года наращивали портфели в среднем на 1,3% в месяц, а у остальных банков примерно на столько же портфели сокращались, сообщил он.

На вопрос председателя комитета по финансовому рынку Владислава Резника о том, кто будет отвечать, если существенная часть кредитов, выдаваемых по необходимости наращивать портфель на 2% в месяц, не вернется, Игнатьев сказал, что, как председатель наблюдательного совета Сбербанка, готов разделить ответственность с предправления банка Германом Грефом. Но как именно будет отвечать, не пояснил. Первый заместитель Игнатьева Алексей Улюкаев поспешил сказать, что также готов нести ответственность, как член наблюдательного совета ВТБ.

Зампред правления ВТБ Василий Титов затруднился предположить, как Улюкаев может лично нести ответственность за качество кредитного портфеля. Наблюдательный совет не участвует в принятии решений о кредитах, его одобрение требуется лишь для крупных сделок с заинтересованностью, объяснил Титов. Он отметил, что у Центробанка всегда есть оперативная информация о ситуации в банке – в том числе благодаря тому, что в последнее время там работают спецпредставители регулятора. ВТБ еще несколько месяцев назад ужесточил требования к заемщикам, к качеству залогов и документации, подчеркнул Титов.

«На сегодня у нас нет документов, на основе которых я могла бы ответить на этот вопрос [о том, как будет отвечать Игнатьев]», – сказала директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина. По ее словам, ответственность членов совета директоров Сбербанка в отличие от ответственности членов правления не застрахована, но они и не принимают кредитных решений. По словам Кибиной, в банке выстроена система управления качеством портфеля и менеджеры банка помогают заемщикам адаптироваться к работе в кризисных условиях.

Отвечать Игнатьев и Улюкаев могут разве что тем, что в случае резкого ухудшения качества кредитов, выданных в последние месяцы, уйдут в отставку, что было бы нежелательно, особенно в случае банковского кризиса, считает директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.