Дорожный долг

«Инжтрансстрою» надоело ждать, когда «Якутуголь» вернет ему 2,6 млрд руб. за строительство дороги к Эльгинскому угольному месторождению. Подрядчик подал на эту сумму иск к угольной компании

Весной компании пытались договориться о реструктуризации. «Мечел» обещал погасить часть долга в мае и окончательно расплатиться в июне, рассказывает источник, близкий к «Трансстрою». Но денег подрядчик так и не дождался, тогда проблемы с кредиторами начались уже у него. В августе компании пришлось брать кредит на 3,84 млрд руб. в Газпромбанке, чтобы погасить долг перед Альфа-банком, срок которого истекал 28 августа. Подача иска к «Якутуглю» – крайняя мера, на которую пошел «Трансстрой», «потому что договоренности [с «Мечелом] не выполняются», говорит источник, близкий к строительной компании. Подрядчик требует от «Мечела» заплатить, в противном случае он готов разорвать контракт, знает собеседник «Ведомостей».

«Мечел»

горно-металлургическая компания. крупнейший совладелец – Игорь Зюзин (66,76%). капитализация – $5,3 млрд (Nyse). финансовые показатели (US GAAP, 2008 г.): выручка – $9,95 млрд, чистая прибыль – $1,14 млрд.

Инжтрансстрой» (входит в «Трансстрой») строит для «Мечела» 315 км железной дороги Улак – Эльга к Эльгинскому угольному месторождению. По плану дорога стоимостью $1,3 млрд должна быть сдана не позднее 30 сентября 2010 г. Проблемы на стройке начались из-за кризиса: к апрелю долг «Якутугля» (входит в группу «Мечел») перед «Инжтрансстроем» достиг 2,6 млрд руб. К концу лета сумма не изменилась.

4 августа «Инжтрансстрой» подал к «Якутуглю» иск в Арбитражный суд Якутии на 2,6 млрд руб., говорится на сайте суда. 15 августа суд вынес определение оставить дело без движения, так как истец не указал, как рассчитана сумма. Представители «Трансстроя» и «Мечела» иск не комментируют.

«Мечел» может заплатить в любой момент, парирует источник, близкий к компании. В июле «Мечел» разместил облигации на 5 млрд руб. специально для финансирования Эльгинского проекта и планирует разместить еще на 40 млрд руб. «Но нам нужны гарантии, что деньги дойдут до субподрядчиков», – подчеркивает собеседник «Ведомостей». В апреле несколько задействованных в проекте строительных организаций (в том числе «Бамстроймеханизация» и «Взрывпром») частично свернули свою деятельность из-за неплатежей. Трений с субподрядчиками не было бы, если бы заказчик расплатился вовремя, возражает источник, близкий к «Инжтрансстрою».

По словам источников в обеих компаниях, переговоры об условиях погашения долга продолжаются. До разрыва дело не дойдет – компании договорятся, уверен источник, близкий к «Мечелу».

У сторон есть время договориться, пока иск лежит без движения, отмечает аналитик «Тройки диалог» Сергей Донской. По его мнению, компании договорятся. Ведь кроме «Инжтрансстроя» вряд ли кто-то возьмется строить железную дорогу до Эльги, отмечает эксперт.