Мобильный компас

Несмотря на усилия сотовых операторов и спецструктур, услуги, связанные с определением местоположения объектов (Location Based Services, LBS), никак не удается сделать массовыми. Изменить ситуацию могут принципиально новые LBS-приложения, интересные конечным пользователям

«Мегафон» предоставляет абонентам сразу несколько подобных сервисов. «Навигатор» позволяет помимо определения местоположения абонента находить ближайшие интересующие объекты, отслеживать перемещение объектов по заданному интервалу и т. п., говорит представитель «Мегафона» Людмила Игнатьева. Абонентская плата за пользование сервисом – 30–45 руб. в день, в зависимости от региона. Этой услугой пользуются сотни тысяч абонентов «Мегафона». Корпоративным клиентам «Мегафон» предлагает сервис, позволяющий узнавать о местонахождении автотранспорта с помощью GPS-системы с обратной связью по сотовому каналу. А услуга «Маячок» (включена в детский тариф «Смешарики») помогает родителям отслеживать перемещения ребенка.

С одной стороны, рынок услуг, связанных с позиционированием и навигацией, быстро растет. По данным «ГИС-ассоциации», в 2008 г. его объем увеличился на 37% до $2,9 млрд. С другой стороны, как следует из доклада ГИС, большую часть этого рынка формируют государственные и муниципальные структуры. Доля частных компаний и частных пользователей в доходах навигационного рынка растет, но она относительно невелика, отмечает Иван Нечаев, исполнительный директор «Русских навигационных технологий» (РНТ, разработчик системы мониторинга транспорта «Автотрекер»).

Гендиректор компании Datа+ (выпускает так называемые «движки» для электронных карт) Алексей Ушаков отмечает, что до сих пор развитие LBS в России сдерживалось отсутствием пригодных для использования в навигаторах электронных карт местности для большей части России. Фактически монополистом рынка цифровых карт долгое время являлась Роскартография, которая выпускала электронные карты в очень ограниченном ассортименте, говорит он. Но сейчас ситуация изменилась, появились и карты частных производителей.

Наполнить навигационные системы массовыми сервисами пытаются сотовые операторы «большой тройки», интернет-компании и даже структуры, далекие от рынка высоких технологий, вроде охранных агентств. Гендиректор Mobile Park Михаил Хажинский рассказал «Ведомостям» о совместном проекте своей компании с МТС и оператором профессиональной охраны «Гольфстрим». Клиент может нажать на тревожную кнопку в своем телефоне – и информация о его местонахождении тут же будет передана в диспетчерскую «Гольфстрима» с точностью 200–300 м (в центре города, по координатам ближайших базовых станций), после чего на место выедут сотрудники охранной фирмы. В дальнейшем планируется ввести более точный поиск для владельцев смартфонов, оснащенных GPS, рассказывает Ханжинский: сервис будет действовать при условии видимости навигационных спутников.

Сервисы, связанные с определением местоположения, предоставляет не только МТС. «Вымпелком» поддерживает систему позиционирования «Мониторинг транспорта» – это совместный проект с компанией «М2М Телематика», рассказывает представитель сотового оператора Инна Москалева. По ее словам, М2М предоставляет клиентское оборудование со встроенным GPS-модемом, который обеспечивает связь со спутником. Стоимость услуги (она подключается при подписке на специальный тарифный план) – 800 руб. в месяц.

Сотовые компании продолжат править бал на рынке геоинформационных услуг и в будущем, считает гендиректор компании «Навигационно-информационные системы» (НИС) Александр Гурко. Их выход на рынки 3G и LTE приведет к резкому увеличению скорости загрузки и отправки абонентом информации, а это позволит организовывать гораздо более сложные геосервисы. В связи с этим на рынке могут появиться принципиально новые типы услуг: возможно, уже в ближайшем будущем следует ожидать появления сервисов, когда на мобильных устройствах станут отображаться участники одной социальной сети, а также различных навигационных игр, рассуждает Гурко.