Будет как в Москве

Томск станет первым в Сибири городом, общественный транспорт которого обойдется без кондукторов. Городская администрация нашла инвестора, который вложит 60 млн руб. в автоматизацию работы муниципального транспорта

Возят больше. 150

единиц составляет подвижной состав муниципального транспорта Томска на 17 маршрутах (данные «Роэл консалтинга»).

17%

всего общественного транспорта Томска находится в муниципальной собственности

26

млн пассажиров перевез томский муниципальный транспорт в 2010 г., увеличив перевозки на 1,1% к 2009 г., говорится в отчете мэра Томска Николая Николайчука о работе за прошлый год.

ООО «Роэл консалтинг»

Консалтинговая компания. Владельцы (данные ЕГРЮЛ): ЗАО «Консалтинговая группа «Роэл консалтинг» (99%), генеральный директор Александр Лихачев (1%). Финансовые показатели (2009 г., РСБУ, данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 1,53 млн руб. чистая прибыль – 44 000 руб.

Инвестиционный комитет администрации Томска вчера одобрил проект московской «Роэл консалтинг» об автоматизации учета пассажиров в муниципальном транспорте, рассказал «Ведомостям» сотрудник пресс-службы мэрии и подтвердил управляющий директор «Роэл консалтинга» Константин Шевцов.

Томские власти с 2007 г. инвестируют в развитие общественного транспорта (по городской целевой программе вложено 516,98 млн руб. из бюджета Томска и области), но теперь впервые привлекли частного инвестора. Проект «Роэл» предполагает установку терминалов для считывания бесконтактных карт на входе в общественный транспорт и их пополнения на остановках, говорится в презентации «Роэл консалтинга» (есть у «Ведомостей»). По словам Шевцова, это обойдется его компании в 48 млн руб., еще 12 млн руб. «Роэл» выделит на оснащение подвижного состава оборудованием «Глонасс» для оптимизации сети маршрутов (см. врез).

Выручка муниципального транспорта в Томске после внедрения системы вырастет на 10% до 229,9 млн руб., указано в презентации. Также компания ожидает снижения издержек от работы транспорта (затраты на ремонт, потребление энергии, ГСМ и заработная плата) на 10% до 261 млн руб. Это первый проект автоматизации общественного транспорта в Сибири, сказал Шевцов.

В январе – сентябре 2010 г. томский муниципальный транспорт (его оператор – муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление») получил выручку в 152 млн руб., а его расходы за тот же период составили 240 млн руб., говорила в феврале руководитель городского департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Альфия Кобеева (цитата по «РИА Новости»). Затраты на перевозку одного пассажира Кобеева тогда оценила в 20 руб. (действующий тариф на электротранспорте – 7 руб., на автомобильном – 12 руб.).

Шевцов говорит, что его компания рассчитывает на долю от реализации билетов (какую – не раскрывает). Выручка «Роэл» от проекта не превысит экономию для муниципалитета, даже если тарифы останутся на нынешнем уровне, добавляет он. Изменение тарифов рассмотрят депутаты думы Томска в мае, говорит депутат Александр Деев, но чиновник мэрии отрицает, что тарифы будут пересматриваться в связи с проектом «Роэл».

Шевцов планирует окупить инвестиции за три года. Это слишком оптимистичный прогноз, считает заведующий кафедрой управления пассажирскими перевозками Государственного университета управления Владимир Персианов: вся экономия будет потеряна из-за очередей пассажиров, которые приведут к снижению частотности перевозок. Это уже доказал московский опыт, говорит Персианов. В 2002–2007 гг. мэрия Москвы вложила около $40 млн в оборудование автобусов аналогичной системой учета пассажиров. А в феврале этого года заместитель мэра Москвы Николай Лямов уже заявил, что столичный транспорт избавится от турникетов в 2012 г.