Как продать малобюджетное кино

Джейсон Блам считает, что бизнес-модель кинопроизводства нужно менять. Режиссеры и продюсеры должны зарабатывать не на авансах, а на процентах с кассовых сборов

Как добиться успеха. Блам советует

Выжмите по максимуму из того, что у вас есть. Если вы надеетесь собрать $600 000 на съемки фильма, а на руках только $10 000, возьмите эти $10 000 и снимите фильм. Если он выйдет в прокат, а его никто не захочет смотреть, снимите еще один такой же.

В Голливуде, где так высоко ценятся статус и престиж, модные продюсеры ездят только на Bentley или Maserati. Но 42-летний продюсер нашумевшей киноленты «Паранормальное явление» (Paranormal Activity) и фильма ужасов «Астрал» (Insidious) управляет скромным Chevrolet Astro Van. Снаружи может показаться, что в салоне сидит какой-нибудь простак-водопроводчик, хотя на корпусе красуется логотип студии Blumhouse Production. Зато внутри машины есть небольшой телевизор с плоским экраном, кабельное телевидение, принтер, беспроводной интернет и динамики с объемным звуком. «Я сделал весь салон на заказ», – усмехается Блам, проводя рукой по взъерошенным волосам и откидываясь в кресле. Его офис в студии Paramount Pictures отличается поистине спартанской обстановкой.

Способ экономии

Продюсер много времени проводит в машине, и, пока водитель возит его со встречи на встречу, он работает. Этот автомобиль можно считать символом той модели производства малобюджетных фильмов, которую он для себя выбрал. Ведь сейчас выпуск картины стоит в Голливуде так дорого, как никогда раньше. Поэтому студии пытаются любыми способами снизить финансовые риски.

Блам сам финансирует свои фильмы, но вступает в партнерство с крупными компаниями, которые берут на себя выпуск и рекламу. Так, в США выпуск фильма и затраты на его рекламу обычно составляют более $20 млн. И без мощной маркетинговой кампании малобюджетный фильм, даже если он хороший, зачахнет на корню.

Например, производство картины «Астрал» обошлось всего в $1,5 млн. Кассовые сборы составили $52 млн в США и $20 млн в других странах. Они еще вырастут, так как фильм должен вскоре выйти на экраны в некоторых странах Европы, Южной Америки и Азии.

Многие малобюджетные картины финансируются за пределами Голливуда, но бизнес-модель Блама отличается тем, что его фильмы получают рекламную поддержку со стороны крупных голливудских студий. Кроме того, малобюджетные киноленты обычно производятся для нишевой аудитории. Фильмы же Блама абсолютно коммерческие. Они рассчитаны на максимально большую аудиторию. «Малый бюджет кинокартины еще не означает, что ее показ стоит ограничивать», – пожимает плечами Блам. Благодаря партнерам, Sony Pictures Worldwide и FilmDistrict, его фильм «Астрал» вышел на экраны в 2500 кинотеатрах, а показ сопровождался мощной рекламной кампанией.

Без гонорара

Блам выпускает фильмы с 1995 г., но в Голливуде его заметили два года назад, когда вышел фильм «Паранормальное явление». Затраты на производство были минимальными ($15 000), а кассовые сборы составили $199 млн по всему миру. Эта картина стала самым успешным коммерческим кинопроектом в мире с точки зрения соотношения затрат и кассовых сборов. Сиквел, выпущенный в прошлом году, собрал $170 млн, сейчас снимается третий фильм.

Успех «Паранормального явления» и «Астрала» заставляет задуматься о том, как Блам управляет финансами в своих проектах. Он никогда не выделяет себе лично большого аванса из денег, предназначенных для съемок, зато получает львиную долю прибыли с проката фильма. Он убеждает режиссера и главных актеров сделать то же самое. «Я сторонник сокращения расходов, идет ли речь о тратах на развитие или о тратах на производство. Можно сделать многое, имея совсем немного денег в кармане», – говорит он.

Сын Ирвинга Блама, арт-дилера, который организовал одно из первых сольных выступлений Энди Уорхола, и Ширли Блам, специалиста по истории искусства, Джейсон Блам вырос в Нью-Йорке. С детства он грезил Голливудом и мечтал стать кинопродюсером. «Я рос в доме, где царила творческая атмосфера. Я всегда чувствовал себя комфортно с творческими людьми», – рассказывает он. Но Блам не хотел быть человеком творческой профессии. «У меня нет желания писать книги или снимать фильмы. Мне интереснее создавать атмосферу, которая помогает артистам раскрыть их талант», – объясняет он.

Впервые он попал в мир кино, когда учился в колледже Вассера. Через друга устроился на работу в небольшую кинокомпанию. Потом судьба привела его в студию Miramax, которая сняла такие блокбастеры, как «Криминальное чтиво» и «Влюбленный Шекспир». Здесь он 10 лет работал с исполнительными продюсерами студии братьями Харви и Бобом Вайнштейнами. Это была прекрасная школа. Но однажды Блам получил возможность приобрести права на фильм «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» (The Blair Witch Project) и не воспользовался ею. На съемки этого фильма было потрачено всего несколько тысяч долларов, а кассовые сборы составили $240 млн по всему миру. Даже такой успешный проект, как Beatles, показался Бламу несостоятельным по сравнению с этим фильмом. Он говорит, что успех киноленты «произвел на него огромное впечатление»: «Я понял, что надо доверять собственным мыслям и убеждениям. Столько умных людей говорили создателям «Ведьмы из Блэр», что их фильм никогда не будет иметь успеха. Я вынес из этого один важный урок: никогда не стоит принимать близко к сердцу слова других людей». Возможность приобрести права на «Паранормальное явление» он уже не пропустил.

Новая модель

В 2007 г. Бламу принесли запись первой версии «Паранормального явления» на DVD. «Я позвонил людям, пославшим DVD, и сказал: в вашем фильме что-то есть», – рассказывает он. Но выпустить этот фильм оказалось неимоверно трудно. Ни разу за всю карьеру продюсера Блам не сталкивался с такими сложностями. Он показал фильм двум влиятельным кинокритикам из Лос-Анджелеса, попытался продать его на кинофестивале Slamdance, где выставляются на показ фильмы ужасов, но покупатель так и не появился. Потом он убедил студию Dreamworks, где одним из владельцев является Стивен Спилберг, устроить показ фильма в студии Paramount (которой тогда принадлежала Dreamworks). «Я знал, что если сейчас, в этом кабинете, будет принято решение в пользу выпуска фильма под эгидой Paramount, то картина выйдет в 2000 кинотеатров, – говорит он. – И после показа все словно сошли с ума».

На самом деле Спилберг не смог принять участия в показе. Но вскоре стал лучшим союзником Блама. «Спилберг быстро понял, что это великолепный фильм», – вспоминает Блам. Он заключил сделку с Paramount о прокате и распространении фильма. Так в Голливуде родилась новая модель кинопроизводства.

Сейчас Блам известен в основном как продюсер фильмов ужасов. Но у него есть и другие проекты, которые находятся в стадии разработки. Продюсер-бизнесмен выстроил поэтапную стратегию развития компании. Основные его проекты – это совместное производство со Спилбергом новых сериалов для телекомпании ABC, малобюджетные бытовые драмы и традиционные драматические киноленты, такие как, например, «Самый пьяный округ в мире» (The Wettest County in the World).

Блам считает, что голливудская бизнес-модель производства и проката фильмов устарела, ее надо менять. «Я стараюсь решить ребус: как выпустить малобюджетный фильм, который понравится миллионам?» – говорит он. Продюсер берет мобильный телефон со стола, за которым раньше работал Сильвестр Сталлоне, в свое время снявшийся в столь нашумевшем фильме «Рокки». «Мне всегда нравился Сталлоне. Он тоже умеет сделать много из ничего», – заключает Блам.