«Ансат» без «Мотор сич»

Украинской «Мотор сич» не удалось договориться с Казанским вертолетным заводом (КВЗ) о производстве двигателей МС-500 для вертолетов «Ансат». КВЗ делает ставку на моторы Pratt & Whitney

«Мотор сич» не получила разрешения на сборку на мощностях Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО) двигателя МС-500 для легкого вертолета «Ансат», который выпускает Казанский вертолетный завод, заявил президент украинской компании Вячеслав Богуслаев. Согласие не дает холдинг «Вертолеты России» (КВЗ входит в холдинг. – «Ведомости»), уточнил «Ведомостям» директор по маркетингу «Мотор сич» Владимир Ширков.

Не сошлись в цене

В августе 2007 г. «Оборонпром» прекратил длившиеся больше года переговоры о покупке 51% акций «Мотор сич». Предполагалось, что «Мотор сич» войдет в состав российского холдинга, который объединит производителей двигателей для боевых самолетов и вертолетов. Стороны не договорились о цене, знает бывший сотрудник «Мотор сич».

ОАО «Мотор сич»

Украинский производитель авиадвигателей. Крупнейшие акционеры: председатель совета директоров Вячеслав Богуслаев (14,99%), Mackenzie Financial Corporation (9,43%). Капитализация – 6,5 млрд гривен ($807,8 млн). Финансовые показатели (данные компании, 2010 г.): выручка – 5 млрд гривен ($629,3 млн), чистая прибыль – 1,2 млрд гривен ($157 млн).

ОАО «Казанский вертолетный завод»

Основной акционер: ОАО «Вертолеты России» (входит в корпорацию «Оборонпром») – 93,47%. Капитализация (ММВБ) – 15 млрд руб. Финансовые показатели (2010 г., сводная отчетность по РСБУ): выручка – 22,2 млрд руб., чистая прибыль – 3,9 млрд руб.

«У нас провалилась программа по «Ансату». Мы хотели вместе с Казанью делать двигатель МС-500. Мы в этом году сертифицируем его на 850–950 л. с. К сожалению, нам не разрешили в Казани собирать этот двигатель и ставить на «Ансат», – заявил в минувшую пятницу Богуслаев украинским журналистам во время пресс-тура в Запорожье. Президент «Мотор сич» отметил: на МС-500 есть «серьезный спрос» и после сертификации компания будет поставлять его в другие страны.

О намерении комплектовать «Ансаты» двигателями МС-500 Богуслаев заявил в марте 2010 г. на коллегии минпромторга Татарстана, напомнил бывший сотрудник «Мотор сич». Предполагалось, что «Мотор сич» передаст КМПО техническую документацию и совместно с ним выпустит около 50 двигателей в первый год работы, говорит собеседник «Ведомостей». Начать производство планировали после сертификации двигателя.

Стоимость одного МС-500 – $1–1,2 млн, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Мы отказались от сотрудничества с украинцами, так как «Мотор сич» до сих пор не провела испытаний двигателя на «Ансате» и не сертифицировала его», – объясняет топ-менеджер КВЗ. По его словам, на КМПО нет оборудования для производства двигателей МС-500. «На его покупку и установку надо потратить десятки миллионов долларов, но пока о готовности инвестировать в это никто не заявлял. Производственные мощности на КМПО предназначены для выпуска двигателей НК-8 и НК-86 для самолетов Ту-154 и Ил-86», – говорит он.

Пресс-секретарь КМПО Елена Ханикова не знает, почему отказали украинской стороне.

Представитель «Вертолетов России» сообщил, что компания всегда ориентировалась на закупку для «Ансатов» канадских двигателей Pratt & Whitney. По его словам, вопрос об использовании двигателей МС-500 для «Ансатов» «никогда не стоял». «Вертолеты России» не участвовали в переговорах между «Мотор сич» и правительством Татарстана, говорит представитель холдинга. Оперативно получить комментарии чиновников республиканского правительства вчера не удалось.

Глава аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что украинские моторы сопоставимы по качеству и цене с канадскими. Он не исключает, что Богуслаеву не простили отказ продать «Оборонпрому» контрольный пакет акций «Мотор сич» (см. врез).

В 2010 г. в России было произведено 214 вертолетов, из которых КВЗ выпустил 80, знает Баранов. Сколько из них было «Ансатов», на КВЗ не сообщают. В год КВЗ требуется около 200 двигателей для вертолетов различных модификаций, говорит Баранов.

Сейчас «Мотор сич» обеспечивает потребности российского авиапрома в вертолетных двигателях более чем на 80%, говорит менеджер одного из российских вертолетных заводов. «Мы будем продолжать покупать двигатели «Мотор сич» для вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-26», – заверил представитель «Вертолетов России».