Привилегия «Транснефти»

Вопреки заверениям чиновников о сдерживании тарифов естественных монополий «Транснефти» разрешили дважды поднять цены в 2011 г.
ИТАР-ТАСС

Рост тарифов не должен подавлять общую экономическую активность в стране», – заявил в апреле премьер Владимир Путин и поручил чиновникам проработать варианты сдерживания цен на услуги естественных монополий. Пока министерства просчитывают варианты ограничений (см. врез), «Транснефть» добилась очередного повышения цен. До конца года средний тариф монополии вырастет дважды, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Транснефти», и подтвердил сотрудник Федеральной службы по тарифам (ФСТ). С 1 сентября услуги «Транснефти» подорожают в среднем на 2,8%, а с 1 ноября еще на 5%. Зато в 2012 г. повышения тарифов не будет, уверяют собеседники «Ведомостей» (представители монополии и службы это не комментируют).

«Транснефть»

нефтепроводная монополия. акционеры: Росимущество (100% голосов, 78,1% капитала). выручка (МСФО, 2010 г.) – 447,5 млрд руб. прибыль – 125,5 млрд руб.

Индексации тарифов «Транснефть» добивалась с апреля. Но чиновники не соглашались, считая ее нецелесообразной. ФСТ апеллировала к многократному росту цен на услуги монополии в предыдущие годы: в 2010 г. тарифы «Транснефти» росли трижды (на 15,9% с января, на 3,3% с августа и на 9,9% с декабря), в 2009 г. – дважды (на 15,7% с января и на 4,4% в июле). Тогда чиновники уверяли, что многократная индексация дается «Транснефти» «авансом»: монополии нужны деньги на расширение ВСТО, строительство БТС-2 и Пурпе – Самотлор. Зато в 2011 г. тарифы расти не будут, сообщала ФСТ в июле прошлого года.

Теперь позиция ведомства изменилась, говорит один из собеседников «Ведомостей»: из-за того что нефтяники пересмотрели заявки по прокачке топлива, «Транснефть» ожидает снижения грузооборота в 2011 г. (примерно на 2%), а значит, и доходов. Расходы монополии в этом году тоже будут меньше: инвестпрограмма на 2011 г. запланирована на уровне 162 млрд руб. – почти на 14% ниже прошлогодней, говорится в июньской презентации компании. Но «Транснефть» хочет увеличить расходы по антитеррористической программе плюс нужны деньги на ремонт трубопроводов (70–80 млрд руб. ежегодно).

Безопасность нефтепроводов – серьезная проблема, соглашается сотрудник одного из крупных нефтяных холдингов, но идея заплатить за ее решение нефтяников не обрадует. По оценкам аналитика Банка Москвы Дениса Борисова, очередной рост тарифов обойдется нефтяным компаниям в $300 млн.

Тарифы «Транснефти» в разы ниже, чем расценки РЖД, отмечается в презентации к отчету монополии за 2010 г.: в цене нефти они составляют всего 4,46%, бензина – около 2%.