Бренды размещаются

Пока на Юге России всего две гостиницы глобальных брендов. Через два года их должно стать 25, и хотя львиная доля откроется в Сочи, проектов для достаточного и даже избыточного предложения хватит и Краснодару с Ростовом

Еще в начале года присутствие мировых брендов на Юге ограничивалось работающей по франшизе Radisson гостиницей в Сочи (см. таблицу на стр. 19).

Годовое удвоение

В сентябре пятизвездочную гостиницу в Геленджике компании «Отель девелопмент» Аббаса Алиева получила в управление сеть Kempinski («Кемпински гранд отель Геленджик» стал третьим по счету отелем Kempinski в России). Уже на этой неделе откроется первая гостиница в составе горнолыжного курорта «Роза Хутор» (инвестор – «Интеррос») – трехзвездочная Tulip Inn Rosa Khutor (бренды Tulip Inn, Golden Tulip и Royal Tulip принадлежат Louvre Hotels Group). Южный гостиничный рынок привлек и других международных сетевых операторов, через два года в Краснодарском крае и Ростовской области появятся все ведущие гостиничные бренды.

Генеральный управляющий «Кемпински гранд отель Геленджик» Алессандро Ределли считает, что Югу России сейчас не хватает сильных игроков гостиничного бизнеса. «Они позитивно влияют на гостиничный рынок в целом, повышая уровень сервиса и подготовки кадров, привлекая новые технологии, поэтому нужны самые разнообразные категории и форматы отелей», – соглашается директор по развитию Marriott International в России, СНГ и Восточной Европе Михаил Колесник. Южный регион с совокупностью благоприятных факторов для развития бизнеса и туризма уникален, добавляет Колесник.

Гендиректор Accor в России и СНГ Алексис Деларофф утверждает, что Южный регион представляет большой интерес для Accor: «Краснодарский край является как перспективным бизнес-направлением, так и давно завоевавшей популярность у внутренних туристов курортной зоной. Ростов, на мой взгляд, интересен прежде всего с точки зрения бизнеса».

Отели для бизнеса

«Гостиничные рынки таких городов, как Краснодар и Ростов, на 65–90% сформированы бизнес-туризмом, поэтому в них девелоперы делают ставку на конгресс-отели», – отмечает консультант московского офиса HVS Global Hospitality Services Алексей Коробкин.

«Все регионы, в том числе южные, нуждаются в отелях международных брендов как важном индикаторе привлекательности и статуса города/региона», – считает Колесник из Marriott.

В Краснодаре нет ни одного такого объекта, но через несколько месяцев город обгонит Ростов. «В мае 2012 г. мы откроем Hilton Garden Inn Krasnodar, – рассказал гендиректор ООО «Кеско» (девелопер проекта) Евгений Бидило. – Общая площадь отеля на 165 номеров – 12 300 кв. м, в нем будут ресторан, три конференц-зала, фитнес-зал и подземная охраняемая парковка, объем инвестиций – 1,2 млрд руб.». Он прогнозирует, что в мае – декабре 2012 г. загрузка составит около 50%, что будет хорошим показателем для только что открывшегося отеля. Но в дальнейшем планируется увеличивать загрузку, добавляет Бидило.

В 2013 г. в Краснодаре появится пятизвездочная гостиница под управлением Marriott – ее достраивает краснодарская группа «Европа-инвест». Колесник рассказал, что Marriott рассматривает и другие южные города: на побережье сети в будущем могут быть интересны Геленджик и Анапа, сейчас ведутся переговоры о вхождении в Ростов, но детали он не раскрывает.

В Ростове активно реализуются три проекта гостиниц, управлять которыми будут мировые операторы, две из них строятся. «ГК «Дон-плаза» в конце 2013 г. достроит пятизвездочную Hyatt, – рассказал гендиректор «Дон-плазы» Андрей Демишин. – Соглашение с Hyatt было подписано еще в октябре 2007 г., гостиница на 222 номера должна была открыться 2009 г., но из-за кризиса строительство было приостановлено». По его прогнозам, в первый год работы загрузка Hyatt Regency Don-Plaza Rostov составит 39%, к третьему – увеличится до 50%, что сделает ее окупаемой. На завершение проекта Московский банк реконструкции и развития дал 1,127 млрд руб., добавляет он.

Ростовская компания «Славяне» строит и также в 2013 г. откроет четырехзведочный отель на 100 номеров Mercure (под управлением Accor), рассказал финансовый директор компании Михаил Домрин. Это будет первая очередь проекта, возможна и вторая – трехзвездочный отель еще на 150 номеров, добавляет он. Загрузка отеля составит 60–70%, а вложения в первую очередь окупятся за 3–4 года, делится он планами. Домрин отмечает, что кредиты для строительства не привлекались, но объем инвестиций не называет.

Крупнейшим сетевым отелем в Ростове должен стать Sheraton, о строительстве которого ростовская группа «Мегаполис» заявила еще в 2007 г. Председатель совета директоров ООО «Группа «Мегаполис» Константин Кузин передал через пресс-службу, что инвестор провел архитектурную доработку проекта, чтобы стандарты Sheraton соответствовали российским нормам строительства, этой весной проектная документация прошла госэкспертизу, получено разрешение на строительство, оно начнется в следующем году. Пятизвездочный Sheraton Hotel & Business Center Rostov-on-Don на 307 номеров будет сдан в IV квартале 2013 г. Бюджет проекта – 2,8 млрд руб., общая площадь гостиничного комплекса составит 48 506,2 кв. м, в него войдут офисный центр класса А, конференц-центр, бары, рестораны, бассейн, spa, многоуровневая парковка и т. д.

То пусто, то густо

На гостиничном рынке заметен всплеск, которому способствуют выход из кризиса и общее экономическое развитие регионов, говорит Коробкин из HVS. «Брендированные отели, несомненно, заберут значительную долю рынка, но даже единичные отели могут присоединиться к маркетинговым ассоциациям (таким, например, как The Leading Hotels of the World, World Hotels и т. д.); для повышения конкурентоспособности им необходимо делать упор на какие-то индивидуальные преимущества», – рассуждает он.

«Бизнесменам важно знать, что, приехав в Ростов, они получат качество услуг такое же, как в Hyatt или Hilton в других городах мира», – называет Демишин основное преимущество сетей. «Приход сетевых гостиниц высокого уровня заставит существующие отели не уйти с рынка, а подтянуться и предоставлять более качественные услуги», – говорит Деларофф из Accor.

В Ростове, по данным министерства спорта области (предоставлялись для заявочной книги ЧМ по футболу 2018 г.), 46 гостиниц на 5254 номера. На сайте мэрии Краснодара в декабре обновился список отелей: теперь их (с учетом открывшегося 20 ноября Rimar Hotel на 69 номеров) 98 с общим номерным фондом 3076.

«Ростов привлекателен для среднего и крупного бизнеса с точки зрения инвестиций – миллионник на пересечении торговых путей, чтобы удовлетворить спрос, городу нужно порядка 10 гостиниц международного стандарта разных категорий», – считает Домрин. Демишин с ним не согласен: по его мнению, Ростову сейчас достаточно гостиницы «5 звезд» на 200 номеров и гостиницы «4 звезды» на 150 номеров под управлением международных сетей. Правда, потребность должна расти, ведь Ростов расположен на границе Европы и Азии, возможно, развивается чуть медленнее, чем Краснодар, но у него географически и исторически больший потенциал, уточняет Демишин.

Пассажиропоток краснодарского аэропорта заметно превышает ростовский – 2,1 млн против 1,44 млн человек в 2010 г.

Много отдыха

Основным местом притяжения международных сетей является Сочи. К 2013 г. в городе появятся еще 18 отелей с мировыми именами, в том числе 10 из них построят на горнолыжных курортах компании «Роза Хутор» и «Красная Поляна» (см. таблицу). Топ-менеджеров сетей это не смущает. «Сочи остается для нас одним из приоритетных направлений, здесь есть потенциал и для других брендов компании», – говорит директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ Владимир Ильичев.

Демишин считает, что к 2013 г. в Сочи будет переизбыток гостиниц, в том числе сетевых: «Несомненно, в Сочи будут проводиться какие-то мероприятия и после Олимпиады-2014, но для загрузки отелей не ниже 50% и безубыточной работы этого может не хватить». Все эти гостиницы нужны по требованиям Международного олимпийского комитета, но после 2014 г. многим из них, чтобы не работать в убыток, надо будет переформатироваться, например, в апарт-отели, считает Демишин.

Олимпийские девелоперы «Рогсибал», «Роза Хутор», «Инжтрансстрой», «Красная Поляна» и «Ренова-стройгруп» построят 12 500 апартаментов в апарт-отелях, рассказывал гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Чтобы продать такие объемы, им, по мнению Дзагурова, надо будет стимулировать собственных сотрудников отдыхать в Сочи, совместными усилиями приводить известные сети ресторанов и кинотеатров, лоббировать проведение в Сочи знаковых культурных и спортивных мероприятий.

В Сочи не настолько привлекательные пляжи, как в Средиземноморье, не развита транспортная инфраструктура и высокие цены – чтобы развивать отели международного уровня, эти составляющие необходимы, добавляет Коробкин.

Мэр Сочи Анатолий Пахомов рассказывал в интервью «Ведомостям», что транспортная и пляжная инфраструктура будет построена в 2013 г., и тогда туроператоры начнут формировать настоящий туристический продукт для Сочи, а не просто выкупать и перепродавать номера в отелях – это позволит в том числе сделать стоимость перелета до Сочи конкурентоспособной по сравнению с Европой, Турцией, Египтом.