Игроки: Китайский вариант

«Спортмастер»

Сеть спортивных магазинов. Насчитывает около 200 магазинов в России, Белоруссии и Казахстане. Выручка в 2010 г. – 33 млрд руб. (данные рейтинга «Эксперт-400»)

Хотел бы поделиться опытом, который мы совместно, шаг за шагом наработали с банком ВТБ: по использованию китайской национальной валюты юаня при взаиморасчетах с поставщиками.

Общеизвестная информация: Китай – вторая экономика в мире по объему ВВП, по объему внешней торговли, крупнейший экспортер. И очень интересно, что за 20 лет Китай увеличил свой ВВП с $400 млрд до почти $6 трлн в 2010 г. И выдерживал средний рост ВВП на уровне 10% и более. Другой интересный факт. Китай является основным торговым партнером России, двусторонний торговый оборот между Россией и Китаем в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 43%, составил почти $56 млрд и, по прогнозам экспертов, до конца 2011 г. увеличится до цифры, которая превышает $70 млрд. В сочетании с тем, что доля расчетов в юанях во внешней торговле Китая стремительно возрастает – растет она с менее чем на 1% в первой половине 2010 г. до 7% в I квартале 2011 г. и, скорее всего, до 10% в конце года. Можно ли говорить о юанизации внешней торговли с Китаем и вообще к каким последствиям это может привести?

Позвольте вам предложить несколько следующих тезисов.

Мы говорим, что Китай – крупнейший экспортер в мире, Китай – основной торговый партнер России и две трети товарооборота приходится на импорт, по экспертным оценкам, в 2015 г., то есть уже через три-четыре года, номинированный в юанях объем внешней торговли Китая с развивающимися странами, за исключением Европы и Штатов, увеличится до 50%. Чем это может грозить, какие возможности это может давать нам как одной из компаний, которая работает с китайскими поставщиками? Вот, соответственно, при работе с поставщиками следует быть готовым к использованию юаня в качестве расчетной валюты внешнеторгового контракта, в качестве источника финансирования и в качестве размещения средств. Ситуация из России видится несколько по-иному, чем из других стран, и в частности из самого Китая. В России мы до сих пор смотрим на Китай отчасти с позиции «большого брата». Потому очень удивляемся, когда к нам приходят китайские компании и применительно к различным обстоятельствам говорят: мы будем работать только так и больше никак.

А давайте посмотрим, какое преимущество может дать эта меняющаяся картина мира. Это, например, сокращение транзакционных издержек. Китайские товарищи регулярно закладывают в стоимость внешнеторгового контракта как минимум 4–5% на плановое укрепление китайского юаня. Таким образом, осуществляя транзакцию в юанях, можно понизить стоимость закупаемого товара как минимум на 24%, что в больших объемах дает существенный эффект. Теперь с точки зрения диверсификации портфеля валют. Вот, например, хранение активов в юанях: мы в 2011 г. совместно с ВТБ провели первый эксперимент – и достаточно успешный: как импортер мы имеем возможность размещать купленные юани офшорно перед тем, как расплачиваться с поставщиком. И офшорно и оншорно, скажем так. Оншорно – это на территории Китая, а офшорно – офшорный центр Китая – это Гонконг. Соответственно оншорная доходность юаневого депозита в банке, который по своему рейтингу превышает рейтинг РФ, примерно 4% годовых в валюте. С учетом того, что юань укрепляется, общий экономический эффект, который мы получили, в рублевом и даже в долларовом эквиваленте выражается двузначной цифрой. Вот вам дополнительная диверсификация источников финансирования. Можно получать альтернативный инструмент, можно иметь альтернативу доллару, как с точки зрения торгового финансирования, так и с точки зрения обычного, банального кредитования.

Есть сложности. В первую очередь в том, что подобный юаневый эксперимент, несмотря на то что он набирает очень большую скорость, начался меньше двух лет назад и на местах китайские банки, китайские регуляторы не владеют достаточной информацией. Так, например, по информации одного из крупнейших китайских банков, он только летом 2011 г. получил детальные инструкции, что делать в случае, если выручка клиенту, китайскому поставщику, зачислена в юанях. Второй момент: до сих пор у китайцев существует достаточно сложная процедура получения регистрации, длинная цепочка регистрации для возмещения экспортного НДС в юанях. Если у вас экспорт в долларах – проблем нет, а в юанях – нужно пройти соответствующий классификационный отбор, который делает Народный банк Китая. К настоящему времени около 70 000 компаний прошли подобную процедуру.

В настоящее время юань [расчеты по торговым операциям в юанях] в Китае набирает обороты, и, возможно, многие из вас знают, что к 2020 г. китайское правительство намерено создать на базе Шанхая крупнейший в Азии международный финансовый центр. И к этому же времени, возможно, будет приурочена достаточно широкая либерализация юаня. Сейчас юань задействован активно в обслуживании и сырьевых, и товарных потоков Китая с Латинской Америкой, с африканскими странами, думаю, что не избежать этого и нам, и тем коллегам по цеху, которые импортируют продукцию из Китая.

На 2012 г. – примерно 5% наших контрактов в юанях, мы видим однозначный спрос со стороны китайцев. Мы видим, что компании, которые отработали в юанях, снова востребуют юань как валюту контракта. И в этом плане мы очень благодарны ВТБ и другим российским банкам. Потому что мы можем легко перевести наши лимиты в юани и на 2012 г. у нас фактически нет ограничений, чтобы удовлетворить спрос со стороны наших китайских поставщиков.