Фестиваль Союза театров Европы: На сцене жгучие проблемы истории и современности

Спектаклем израильского театра «Габима» открылся новый московский фестиваль – фестиваль Союза театров Европы. Виновником события стал Малый театр – новый член этого элитного театрального клуба
театр "Габима"

Став членом Союза театров Европы, «дом Островского» сразу получил право проведения фестиваля и составления афиши. Выбор Малого пал на израильский театр «Габима», Национальный театр Северной Греции из Салоников, бухарестский театр «Буландра», Римский театр и Театр Эмилия Романьо (у них совместная постановка) и, конечно же, «Пикколо ди Милано», создатель и многолетний руководитель которого Джорджо Стрелер на пару с тогдашним министром культуры Франции Жаком Лангом и создал Союз театров Европы.

Открывать фестиваль в Москве выпало «Габиме» – главному театру Израиля, в котором работал еще Станиславский (правда, постановку до конца не довел, поручил студию «Габима» Вахтангову – и появился его великий спектакль «Дибук»). Связи с Россией не прерываются у этого театра-эмигранта до сих пор – так, исполнительница главной роли Евгения Додина училась в ГИТИСе и начинала свою артистическую карьеру в Театре имени Маяковского. «Железная дорога в Дамаск» в постановке нынешнего руководителя «Габимы» Илана Ронена (по совместительству нынешний глава Союза театров Европы) заставила говорить не столько о режиссерской концепции, сколько о плотном сюжете, где частные человеческие истории любовей, дружб, предательств, семейных отношений намертво переплелись с жаркой историей Израиля: 1942 год, фашистские войска на подходе к Суэцкому каналу, отношения арабов и евреев обострены до предела, а новости из осажденной Европы самые неопределенные.

По воле составителей афиши еврейская тема продолжится в греческом спектакле (16 и 17 марта): режиссер Сотирис Хатзакис выбрал пьесу Семена Анского «Дибук» (по народной легенде дибук – обнаженная душа, или злой дух, нашедший себе прибежище в теле живого человека и прилепившийся к нему, хотя продолжает существовать как отдельное и даже чуждое телу существо). В спектакле заняты всего два актера – Деспоина Корти и Дмитрис Папаниколау, которым придется перевоплощаться не только в любовников Ханаана и Лею, но и еще в несколько десятков персонажей.

Почти все участники фестиваля обратились к драматургии других стран. Так, румыны представят нам свое видение русской классики: «Из записок неизвестного» по «Селу Степанчикову и его обитателям» (5 апреля) и «Иванов» (8 апреля). Над первой постановкой начинал работать Ион Кожар, но не успел довести спектакль – после его смерти работу заканчивал Александр Дарие. Действие происходит... в коридоре (а может, в чистилище), а мир Достоевского отдает здесь гоголевским мороком. Андрей Щербан, известный в первую очередь своими интерпретациями Чехова, которого он ставит много и изобретательно (в Александринском театре идет его «Дядя Ваня»), впервые обратился к пьесе «Иванов». В заглавной роли – Влад Иванов, известный нам по культовому румынскому фильму «4 месяца, 3 недели и 2 дня».

Итальянцы, точно сговорившись, везут в Москву Брехта. Режиссер Клаудио Лонги в «Карьере Артуро Уи» (17 и 18 апреля) соединил сатиру о моральном разложении власти с радостной атмосферой ее развенчания. А нынешний руководитель «Пикколо ди Милано» Лука Ронкони выбрал не самую заигранную пьесу Брехта – «Святую Иоанну скотобоен» (21 и 22 апреля), темами которой стали кризис, провалившиеся забастовки, отречение от классовой борьбы... так и тянет добавить что-нибудь про «слитый протест». В общем, жгучая актуальность хлынет на нас оттуда, откуда мы меньше всего привыкли ее ждать – с обеих сцен Малого театра.