Выбор 77 000 омичей

Единоросса Вячеслава Двораковского избрали мэром Омска чуть более 77 000 жителей миллионного города. Явка избирателей едва превысила 17%

Председатель Омского городского совета депутатов Двораковский набрал 49,35% голосов, вторым с 28,97% был кандидат от КПРФ Виктор Жарков, остальные пять претендентов набрали меньше 10% каждый, сообщил горизбирком.

Прежний мэр Омска Виктор Шрейдер 4 декабря 2011 г. был избран депутатом Госдумы.

Новый глава города вчера на пресс-конференции пообещал сначала заняться «самыми острыми проблемами: дорожно-транспортной сетью, обеспечением омичей учреждениями дошкольного образования, вопросами ЖКХ» (цитата по ИА «СуперОмск»).

Двораковский избран при рекордно низкой явке избирателей – голосовать пришло 154 000 омичей, или 17,1% избирателей. Омский электорат традиционно пассивен, а тут еще жаркое лето – разъехались на дачи, отмечает политолог Инна Ветренко. Заместитель секретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк в интервью РСН поделился экзотической версией: «Частично вчерашний проигрыш нашей команды на чемпионате Европы по футболу сказался на явке, потому что часть разочарованных избирателей восстанавливают душевные силы и не смогли прийти на избирательный участок».

В 2010 г. выборы мэра Омска проходили в марте, явка тогда превысила 40%. Однако неделю назад в другом сибирском городе – Красноярске – явка на выборах мэра была сравнима с омской: 21%.

Вину за низкую явку политологи возлагают и на оппозицию, у которой, по мнению Ветренко, кампании были «слабыми и вялыми», а «полноценную» вел только Двораковский. «Интрига была только в самом начале избирательной кампании, когда на выборы выдвинулись [московский блогер Илья] Варламов и [экономист Владислав] Иноземцев, когда проходили гражданские праймериз», – считает политолог Сергей Старовойтов. Варламова и Иноземцева избирком не зарегистрировал, обнаружив нарушения в ходе сбора подписей.

За две недели до выборов лидер омских коммунистов Александр Кравец призвал оппозиционных кандидатов объединить усилия. Поскольку, по его мнению, на роль единого кандидата мог претендовать только коммунист Жарков, Кравец заявил: «Ребята, снимайтесь [с выборов] <...> давайте договариваться». «Это ритуальные призывы. За ними должны были бы стоять реальные действия», – считает Старовойтов.

Политологи особо отмечают проигрыш лидера омских либерал-демократов Яна Зелинского. «Депутат Госдумы набрал менее 3%, даже меньше, чем самовыдвиженцы [Сергей] Масленков и [Игорь] Антропов, – это провал ЛДПР», – говорит Старовойтов. Он отметил, что за всю избирательную кампанию поддержать своих кандидатов в Омск не приехали ни Геннадий Зюганов, ни Владимир Жириновский. Это, по мнению Старовойтова, свидетельствует о том, что КПРФ и ЛДПР «побеждать на этих выборах не собирались», а КПРФ, которая в состоянии привести на участки больше сторонников, чем ЕР, к тому же упустила «реальный шанс посадить в миллионном городе коммунистического мэра». На выборах в городской совет Омска 4 декабря по партийным спискам коммунисты набрали 31%, а «Единая Россия» – 27%, напоминает Старовойтов.