Лазерное прошлое

Продажи мультимедийного контента постепенно уходят в интернет, разрушая рынок физических носителей – CD- и DVD-дисков. Его единственным живым сегментом остаются диски в формате blu-ray, позволяющем записывать видео высокой четкости

В этом году на медийном рынке произошла настоящая революция – интернет-продажи музыки впервые в истории оказались выше, чем продажи дисков. Правда, произошло это пока только в одной стране – Великобритании, интернет-индустрия которой одна из самых развитых в мире. Впрочем, если верить прогнозу Digital Media Strategies, уже в этом году аналогичная история случится в США – на самом крупном музыкальном рынке мира.

Все это отражает общую тенденцию: продажи музыки и аудио на физических носителях падают, причем на десятки процентов в год. По подсчетам Digital Entertainment Group, в 2011 г. во всем мире было куплено DVD-дисков на $6,8 млрд – это на 20% меньше, чем годом ранее. Всего же на приобретение и прокат дисков всех типов в прошлом году было потрачено $18 млрд.

Тем не менее на сокращающемся рынке физических носителей медиаконтента имеется один растущий сегмент. Это диски в формате blu-ray, позволяющем записывать данные с повышенной плотностью. Именно на blu-ray продаются фильмы с повышенной четкостью изображения. Из отчета Digital Entertainment Group следует, что продажи дисков blu-ray выросли в прошлом году на 19% до $2 млрд. А драйвером продаж дисков этого формата, согласно выводам ее аналитиков, стал растущий интерес покупателей к фильмам с трехмерным изображением – 3D blu-ray.

Впрочем, несмотря на благополучие в сегменте blu-ray, в целом продажи фильмов на лазерных дисках в 2011 г. упали на 12% до $9,5 млрд по сравнению с 2010 г. Тогда как цифровые продажи выросли на 50% до $3,4 млрд.

В сегменте blu-ray наблюдается некоторый рост, но едва заметный на фоне всего рынка, говорит вице-президент кинокомпании «Централ партнершип» (ЦПШ) Армен Давитян. Платить большие деньги за контент готово, по его оценке, 3–7% населения – они-то и составляют основную аудиторию blu-ray, пользующуюся домашними кинотеатрами с blu-ray проигрывателями. Можно говорить, что премиум-аудитория сместилась от DVD в сторону blu-ray, в целом же сегмент физических носителей сужается. Например, японская Sony, недавно отчитавшаяся об убытках за 2011 г., снизила продажи музыки на 6% до $5,4 млрд из-за падения популярности дисков. А доходы ЦПШ от цифровой дистрибуции фильмов в прошлом году впервые оказались больше ее же доходов от продажи фильмов на DVD, рассказывает Давитян.

«М.видео» в марте 2012 г. вовсе отказалась от продаж музыки на дисках и планирует постепенно перестать продавать на физических носителях и фильмы, рассказывает представитель этого ритейлера Антон Пантелеев. По данным «М.видео», доля аудиодисков в российских продажах музыки за два года снизилась почти в 3,5 раза и сейчас составляет всего около 1,35% от всех продаж медианаправления. Взамен сеть разрабатывает систему цифровых продаж контента, что увеличит спрос вдвое, рассчитывает Пантелеев.

Все понимают, что будущее – за цифровой дистрибуцией, говорит Давитян. Но в каком формате и какая модель выстрелит – рекламная (когда контент бесплатный для пользователя) или подписка, пока не ясно. Очевидно, что рынок находится на этапе серьезного передела, а взрывной рост популярности таких интернет-сервисов, как ivi.ru, Stream от МТС, портал Zabava «Ростелекома» и др., пока сдерживается лишь отсутствием полноценного широкополосного интернет-доступа по всей стране, а также недостаточным уровнем распространения телевизоров с подключением к интернету, считает Давитян.

Вместе с падением спроса на диски снижаются и продажи техники для их проигрывания, говорит Пантелеев. Интерес покупателей перераспределяется в пользу мультимедийных центров и внешних жестких дисков. Но хоронить диски и системы для их проигрывания рано, считает сотрудник крупного производителя электроники. В январе – апреле 2012 г. продажи плейеров, проигрывающих DVD и blu-ray, выросли в России на 63% в штуках и на 20% в деньгах, говорит он, ссылаясь на данные аналитиков GfK. А продажи домашних кинотеатров увеличились за тот же период на 100% в штуках и на 60% в деньгах. Представитель GfK подтвердил «Ведомостям» эти данные. Это не значит, что люди теперь покупают только blu-ray, – доля этого сегмента в продажах DVD составила в I квартале 2012 г. только 12%, продолжает он. Остальные предпочли «что попроще». Тем не менее более 1/4 оборота российского рынка пришлось именно на плейеры blu-ray. А среди покупателей домашних кинотеатров технику с blu-ray выбрали 37%, обеспечив более половины товарооборота по этому сегменту в целом, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Падение спроса на проигрыватели DVD пропорционально падению спроса на CD и DVD, говорит Пантелеев. Большинство производителей, по его словам, уже давно оснастили такие проигрыватели дополнительными функциями – например, выходами на mp3-устройства и т. п. И классические CD-DVD-проигрыватели – это уже почти «забывающийся вид», резюмирует он.