Паскаль Лами: «Для России вступление в ВТО – ярлык качества, который нужен стране»

Гендиректор ВТО Паскаль Лами рассказал, почему вхождение России и Китая в ВТО оказалось столь мучительным, как трудно поймать страну на протекционизме и почему цены на нефть не зависят от спроса и предложения
Munshi Ahmed/ Bloomberg

Паскаль Лами предупреждает, что разовый шок от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) будет весьма неприятен – особенно для бизнеса, который делает ставку на закрытость экономики. Но он верит, что в конечном итоге выгода перевесит все временные неудобства. Простым гражданам он обещает падение цен на товары, а экономике сулит модернизацию и технологический прорыв. При этом Лами жалуется на то, что протекционизм становится все более изощренным и его труднее запретить, и недоволен тем, что на нефтяном рынке конкуренции просто не существует.

1975

начал карьеру на госслужбе, вырос до замруководителя аппарата премьер-министра Франции

1985

глава аппарата председателя Еврокомиссии Жака Делора (до 1995 г.)

1994

член исполнительного комитета, позже гендиректор банка Credit Lyonnais

1999

еврокомиссар по торговле

2004

президент ассоциации Notre Europe

2005

гендиректор ВТО

ВТО

Основана 1 января 1995 г., заменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В ВТО входит 155 стран. Одной из задач ВТО является либерализация международной торговли, борьба с протекционизмом. Штаб-квартира – в Женеве (Швейцария). Количество сотрудников – 677 человек. Руководящий орган ВТО – конференция министров, созывается один раз в два года. Бюджет организации на 2012 г. – 196 млн швейцарских франков, крупнейшие контрибуторы – США (12,2%), Германия (8,8%), Китай (7,3%), Бенилюкс (5,9%), Япония (4,8%), Великобритания (4,6%), Франция (4,4%).

Депутаты против ВТО

Третьего июля Конституционный суд (КС) должен рассмотреть запрос от 131 депутата Госдумы, которые просят проверить на соответствие Конституции протокол о вступлении России в ВТО. Обычно на предварительное изучение запроса уходит несколько месяцев, но так как обсуждение протокола в Госдуме намечено на 4 июля, заседание КС состоится уже в ближайший понедельник. Ведомости

– Россия вступала в ВТО около 18 лет с переменным успехом. Прошлой зимой вы говорили, что решимость страны вступить испарилась, а потом вдруг страна активизировала процесс вступления в ВТО. Не так давно руководители более 80 предприятий России подписались под обращением к депутатам Госдумы с призывом отложить ратификацию по присоединению к организации. Дума должна ратифицировать необходимые для вступления в ВТО документы до 23 июля. Как вы думаете, есть опасность, что Россия в последний момент снова притормозит?

– Шли дискуссии, менялись взгляды и приоритеты страны. Сейчас, мне кажется, есть политическая воля. Насколько скоро Россия вступит в ВТО, зависит от нее самой. Торопиться необходимости нет.

Некоторые люди довольны, что Россия вступит в ВТО, но есть и сильные противники: для некоторых компаний открытая торговля будет выгодна, но некоторым бизнесам принесет проблемы, поскольку принцип построения работы был основан на закрытости рынка.

Разовый шок для текущей структуры экономики может быть высокий – он заставит меняться и экономику, и социальную структуру, но долгосрочный выигрыш всегда больше, поскольку растет эффективность и конкуренция, возрастает роль технологий. Отраслям придется адаптироваться к изменениям, но в конечном итоге они станут более сильными игроками в глобальной конкуренции. Политическая экономия проста: надо играть по правилам глобальной торговли. Некоторые люди, конечно, боятся, есть вопросы внутренней и торговой политики. Но, мне кажется, политическая элита России понимает, что вступление приносит стратегический выигрыш и будет способно помочь намерениям правительства модернизировать экономику. Стратегическое решение было принято – лучше мы будем частью глобального рынка и простимулируем модернизацию, чем останемся за бортом. Для России вступление в ВТО – это ярлык качества, который нужен стране.

– Почему все-таки Россия так мучительно вступала в ВТО? Присоединение к ВТО – всегда политическое решение?

– Конечно. На самом деле с Россией получилось то же самое, что и с Китаем, присоединение которого заняло 15 лет и тоже не было гладким. В присоединении 80% работы – это гармонизация законодательства в соответствии с нормами ВТО, это самое сложное для страны. Процесс присоединения к ВТО требует неимоверных усилий чиновников. Это кропотливая работа: приходится искать несоответствия в законодательстве, адаптировать его, принимать новые нормативные акты. Это же тоже политика. Для таких стран, как Россия и Китай, регулирование как раз самая главная проблема: там другая система принятия решений в отличие от стран с традиционно сильной рыночной экономикой.

А вот остальные 20% процесса вступления – это оплата входного билета. Ведь надо заплатить, чтобы стать членом хорошего клуба.

– Сколько?

– Речь идет не о перечислении взноса, а об экономической оплате членства в ВТО – это собственно открытие рынка, производственного сектора и услуг. Можно использовать для примера Китай и сравнить, где находилась страна на момент начала переговоров с ВТО и где она оказалась к моменту вступления. Экономика существенно повысила свое качество. Конечно, Китаю пришлось многим пожертвовать, в российском случае такого не будет.

Кстати, у вас силен такой подход: почему матушка Россия должна еще и платить, мы хотим бесплатно все преимущества. Но это правила игры: ты должен чем-то пожертвовать, чтобы получить новые преимущества. Если Россия хочет диверсифицировать свою экономику, ей нужно добиться открытой торговли и ей нужно продвинуться на глобальном рынке в лагерь технологически сильных стран.

И главный выигрыш от вступления в ВТО получают потребители. Благодаря ВТО россияне смогут покупать все дешевле – и iPad, и одежду, и потребтовары.

– Россия – не страна потребителей, а государство экспортеров и большой нефти. Вы хорошо знаете ситуацию в мировой торговле. А можете объяснить, почему мы наблюдали рост цен на нефть, когда экономики продолжали тормозить?

– В нефтяном рынке есть три фактора, которые влияют на цены. Спрос и предложение, геополитика и стремление нефтепроизводителей гарантировать постоянный поток долларов от продажи сырья. Иногда они хотят гарантированный cash flow без оглядки на другие факторы.

– Но если спрос идет вниз, искусственно цены нельзя держать на высоком уровне сколь угодно долго.

– Спрос и предложение – один из факторов, но он не определяющий. Многое еще зависит от налогообложения нефтяного сектора, доходов бюджета и приоритетов политиков.

– Значит, главная причина – отсутствие рынка нефти?

– Его нет, есть картель, который устанавливает правила, и нет единых международных правил торговли нефтью. В большинстве развитых экономик есть законодательство, которое стимулирует конкуренцию, и его главная цель – предотвратить появление картелей. В нефтяной отрасли такого нет, пока существует картель.

– Высокие цены на нефть сильно беспокоят развитые страны: дорогая нефть тормозит восстановление экономик. Хотя нефть дешевеет в последнее время, цены продолжают находиться на историческом максимуме, отмечает Международное энергетическое агентство. США с Великобританией и Германией обсуждали использование стратегических резервов для охлаждения нефтяных котировок. Если крупные экономики против дорогой нефти, могут они собраться и поставить ультиматум нефтепроизводителям, потребовав дешевую нефть?

– В теории – да, на практике – сомневаюсь. США, кстати, тоже уверенно наращивают производство нефти, так что правила меняются.

– Один из ваших последних докладов был окрашен в мрачные тона: протекционизм нарастает, он охватывает уже 3% мировой торговли. Cитуация угрожающая?

– Очень сильно растет давление тех, кто хочет дополнительных мер защиты внутреннего рынка. Но к счастью, это давление пока не транслировалось в реальные меры по защите: протекционизм вырос с 1 до 3%. В относительном выражении цифра действительно выглядит пока не страшно, но ведь речь идет о $500 млрд.

– Можете назвать главных нарушителей?

– Ну я бы не хотел лишний раз называть нарушителей и накалять обстановку. А то скажут, что это я «плохой человек». Вы можете сами сделать вывод, прочитав наше последнее исследование.

– Тогда назовите самых примерных – тех, кто ратует за свободную торговлю.

– Мексика, Канада, Индонезия, Чили все сильнее открывают свои рынки, а другие страны двигаются в противоположном направлении.

– Вы спокойны и не боитесь бесконтрольного роста ограничительных мер?

– Нет, я не спокоен, я бдителен, и это обязанность ВТО – противостоять протекционистским мерам и следить, чтобы страны не нарушали дисциплину. Некоторым странам удается использовать маневр в политике, не нарушая норм ВТО. Главная проблема – это нетарифные барьеры, и это в первую очередь относится к Китаю. Протекционизм зачастую имеет изощренную форму, меры на первый взгляд нельзя назвать защитными, но по факту они таковыми являются. Может, активных торговых войн уже и не видно, но это не означает, что страны стали более открытыми, – просто изменились методы защиты.

Страны по-разному трактуют понятие «свободная торговля». Поэтому членам ВТО надо собираться и устанавливать базовые принципы. Каждая страна также по-своему определяет понятие «протекционизм», и, если мы соберем всех членов ВТО, у нас, наверное, неделя уйдет на то, чтобы выработать и согласовать определение этого слова.

– В прошлый кризис торговля спикировала более чем на 20%. Не боитесь такого спада снова?

– Не ожидаю такого сильного нарастания кризиса, пока ситуация не столь драматична. По нашим прогнозам, торговля вырастет на 3,7% в этом году.

– Торговля – это производная экономики и не способна устоять в период экономического кризиса. Есть какой-то рецепт поддержать ее в период, когда европейская экономика пикирует? Некоторые страны пытаются успокоить себя тем, что европейские проблемы их не касаются, и считают, что Европа должна сама спасать ситуацию.

– Европа – это рынок, где живет 500 млн потребителей. Если их платежеспособность и благосостояние будут ухудшаться, проблемы начнутся у всех без исключения экономик. Сейчас всем понятно, что в Европе в ближайшие годы не будет никакого роста, но вопрос – сколь долго будет продолжаться стагнация: 5 лет или 10 лет. Потерянное десятилетие, как в Японии, – это возможный сценарий для Европы. Политикам еще предстоит сделать выбор.

Ситуация в мировой торговле также во многом зависит от того, сколь долго будет продолжаться стимулирование экономики правительством: такие меры используются в США, в странах Азии, в Европе. Стимулирование подстегивает рост, а сокращение расходов, напротив, замедляет его, странам надо искать пути адаптации.

Показатели глобальной торговли напрямую зависят от состояния экономики и темпов экономического роста. Если спрос растет, предложение растет – тогда и торговля развивается; если спрос падает – все сокращается. Но есть еще другая зависимость: открытая торговля может стимулировать экономический рост. Такая торговля перетасовывает конкурентные преимущества, подстегивает эффективность и запускает структурные сдвиги, стимулируя эффективность. Конечно, такие изменения не являются быстрыми, но они позитивны в средне- и долгосрочном плане.

– Cейчас многих волнует резолюция по Греции, активно обсуждается выход страны из еврозоны. Если ситуация в Греции продолжит ухудшаться, это сильно ударит по глобальной торговле?

– Греция – не самая крупная экономика (2% в ВВП еврозоны), но, если проблемы возникнут сразу у нескольких стран – Испании, Великобритании, Франции, Италии, – это окажет сильное влияние на мировую торговлю.

– Многие говорят о необходимости реформы международных институтов. МВФ увеличил квоты в пользу развивающихся стран. Вы слышали претензии в адрес ВТО?

– У нас решения принимаются по принципу консенсуса, и некоторые считают, что надо менять эту систему на принцип большинства. Но вопрос – чем заменить консенсус: если большинством, тогда надо одинаковый вес давать решениям Тонго и США, но разве это обоснованно? У европейцев переход от системы консенсуса к системе двойного большинства занял 60 лет. Создание любого наднационального органа – это амбициозная задача, и построение системы принятия решений – очень сложный вопрос. Если пересматривать правила, надо отдавать себе отчет, что на изменение системы могут уйти десятилетия. ВТО постоянно меняется: торговля – это очень динамичная среда, поэтому мы меняемся вслед за экономикой. Не меняется лишь базовый принцип ВТО – свободная торговля.