Домашняя колбаса

Холдинг «Российские мясопродукты» за 350 млн руб. построит мясоперерабатывающий завод специально для Иркутской области. Компании больше не придется везти колбасу два-три дня с заводов в Новосибирске и Красноярске

Холдинг купил под завод участок в 1,3 га и производственные помещения в Шелехове. У кого – Павлова не говорит. Инвестиции в проект – 350 млн руб. собственных и заемных средств. «Мы обсуждаем планы с банками – партнерами холдинга. Решение об объеме кредитования окончательно не принято», – сказала Павлова. Строительство СПК, по ее словам, кредитовал Газпромбанк. Пресс-служба Газпромбанка не стала отвечать на вопросы «Ведомостей».

Мощность завода в Шелехове составит 10–14 т колбасных изделий в сутки, говорится в сообщении холдинга. Производство планируется ввести до III квартала 2013 г.

Завод, входящий в холдинг Сибирской продовольственной компании (СПК), в Новосибирске выпускает 140 т продукции в сутки, в Красноярске – Красноярской продовольственной компании (КПК) – 80 т. Оба завода поставляют колбасу и мясные деликатесы под марками СПК и КПК не только в свою, но и в соседние области, в Иркутске они занимают 3–5% рынка, а с собственным производством в Шелехове «Российские мясопродукты» рассчитывают примерно на 20% к 2017 г., рассказала PR-менеджер «Российских мясопродуктов» Анна Павлова. По ее словам, продукцию СПК и КПК продают иркутские сети «Слата» и «Ок». Менеджер «Слаты» Ирина Папета не ответила «Ведомостям», сотрудник отдела маркетинга сети «Ок» подтвердил, что их гипермаркеты продают продукцию КПК, но ее долю в продажах объявил коммерческой тайной.

Шелехов находится в 7–9 км от Иркутска. Сейчас, по словам Павловой, продукция из Красноярска и Новосибирска в Иркутск едет два-три дня, транспортная составляющая в себестоимости продаж достигает 5%.

Срок окупаемости проекта в «Российских мясопродуктах» оценивают в пять лет, сообщила Павлова. Тот же срок называет аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Рынок мясопродуктов Иркутской области в розничных ценах он оценивает примерно в $1 млрд, из которых 30–35% приходится на колбасные изделия. «Выручка на уровне 2–2,5 млрд руб. – вполне реалистичный показатель, который компания может достичь в среднесрочный период», – считает Клягин.

По данным Businesstat, в 2011 г. в Иркутской области произведено 27 000 т колбас и мясных деликатесов. Лидируют на местном рынке мясокомбинаты «Иркутский» (4262 т в 2010 г.), «Ангарский» (6394 т) и Усольский свинокомплекс (8247 т). «Рынок колбас и деликатесов насыщен во всех регионах, но откусить часть пирога у других игроков всегда можно, – уверена Павлова. – На месте это легче сделать. У нас большой опыт продаж в Иркутске, и фактор местного производителя их только укрепит».

Первый заместитель гендиректора Усольского свинокомплекса Павел Сумароков уверен, что покупатели его продукции сохранят лояльность.

Рынок мясопродуктов носит локальный характер, часто имеет ярко выраженные местные предпочтения, федеральным игрокам консолидация стоила бы недешево, они не готовы к таким проектам, считает Клягин. «Российские мясопродукты», продолжает он, остаются в пределах 2000 км «домашнего» рынка, а «три площадки с плечом по 500 км обеспечивают вполне рациональную логистику».