Производство: Презентация и реальность

Жан-Кристоф Маршаль

Окончил Политехнический университет, а также Национальную школу мостов и дорог в Париже. Имеет степень магистра бизнес-администрирования Парижского инженерного института. С2003г. – гендиректор Autoroutes du Sud de la France (платные магистрали). С2005г. – в компании PSA Peugeot Citroen. С2008г. – директор по проектам автомобилей T73 и B73 на заводе «РСМА Rus» в Калуге.

ООО «ПСМА рус»

Совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors. Владелец – PCMA Holding B. V. (Нидерланды). Финансовые показатели (2011г.): выручка – 25,9 млрд руб., чистый убыток – 1,56 млрд руб. Отгрузки (январь – сентябрь 2012г., данные «АСМ-холдинг») – 33192 автомобиля.

Я поделюсь опытом локализации PСMA Rus в Калуге и тем, как мы видим наше будущее в ближайшие годы. Но прежде несколько слов о нашем производстве в Калуге.

Как вы знаете, в июле этого года мы перешли на производство полного цикла – в соответствии с нашим планом, который был разработан три года тому назад. Первой моделью стал Peugeot408. Сейчас мы готовимся к запуску в производство Mitsubishi Outlander. Следующей моделью станет Citroen C4L – в марте 2013 г. Это будет еще один седан. За ней последует Mitsubishi Pajero Sport, который будет запущен в июле будущего года. Как видите, мы работаем очень активно, и стоящие перед нами задачи очень сложны: запустить столько моделей в течение буквально одного года.

В настоящее время мы производим более 110 автомобилей в день и постепенно наращиваем производство, как было изначально запланировано. Важен тот факт, что уже на начальном этапе производства мы обеспечили выполнение всех требований к качеству автомобилей, тем самым гарантируя такой же высокий уровень, как и на других заводах наших материнских компаний по всему миру.

Нужно понимать, что мы являемся вершиной очень сложной глобальной структуры: наши компоненты производятся в Европе, Южной Америке, Китае, Японии, Таиланде и, конечно, в России. В настоящее время 34% компонентов [для российских автомобилей] производится в России, прежде всего для автомобилей Peugeot и Citroen.

Параллельно мы ведем активный наем сотрудников на работу. Это достаточно сложная задача, поскольку уровень безработицы в Калужской области очень низкий. Для калужских властей это хорошие новости, но для нас это непростая задача. В настоящее время у нас работает более 2000 человек, а объемы производства будут только расти.

Кроме того, мы также выстраиваем и упрощаем наши производственные и логистические процессы. Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем, но считаю, что для начального этапа развития любого крупного промышленного проекта это, в общем, естественная ситуация.

Две стратегии

После того как мы достигли первого уровня в 110 автомобилей в день, мы накопили определенный опыт локализации и можем сравнить реальность с тем, как выглядели наши планы на бумаге и в презентациях. Наша стратегия локализации по-прежнему остается неизменной, хотя и отличается для Peugeot, Citroen и Mitsubishi.

Для Peugeot и Citroen мы поставили задачу высокого уровня локализации начиная с первых шагов серийного производства, т.е. с июля этого года. Причинами этого послужили, во-первых, гарантированно высокий спрос и, во-вторых, высокий уровень требования к качеству наших автомобилей. На сегодняшний день мы достигли уровня локализации в 34%, а если учесть и добавленную стоимость, то окажется, что мы в России сейчас находимся на уровне 50% локализации в целом.

Что касается уровня локализации для моделей Mitsubishi, он сейчас составляет порядка 10%, но через 54 месяца с начала производства он достигнет 30%. Хотя эти стратегии, как видите, по цифрам отличаются, нужно отметить, что в конце мы будем работать более-менее с одними и теми же поставщиками, как по седанам Peugeot и Citroen, так и по SUV Mitsubishi.

Задачи для поставщиков

В целом мы видим разницу между глобальными производителями компонентов и российскими поставщиками. Это вызывает сожаление, и пока мы, ведя переговоры с целым рядом таких потенциальных поставщиков, еще не смогли достичь с ними соглашения – исходя из предъявляемых нами требований к качеству компонентов.

Подводя итог, можно сказать, что с точки зрения нерешенных проблем перед нами прежде всего стоит задача повышения качества компонентов, и это относится не только к местным производителям, но, как ни странно это звучит, и к глобальным поставщикам. Мы будем продолжать переговоры с такими поставщиками, не идя на компромисс по качеству компонентов, а также проверять соответствие деталей нашим требованиям на местах еще до того, как они будут поставляться к нам на завод. Есть вероятность, что в будущем это может отразиться на конечной цене продукта, потому что в нее придется включать дополнительные собственные затраты.

Целый ряд глобальных поставщиков запчастей и компонентов достаточно поздно приняли решение об инвестировании в собственное производство в России. Кроме того, мы наблюдаем, что уровень конкуренции между поставщиками еще недостаточно высок, что не способствует снижению собственных затрат и стоимости предлагаемых на рынке компонентов. Но мы ни в коем случае не готовы поступиться нашими требованиями к уровню качества на российском рынке.

Приятные новости

Теперь несколько положительных наблюдений. Те поставщики, которые работают на более высоком уровне конкуренции и предъявляют к себе более высокие требования, готовы поставлять компоненты необходимого качества. Мы считаем, что к июлю будущего года, когда мы будем запускать очередную модель, все комплектующие, которые требуются нам на конвейере, при необходимом уровне качества будут локализованы. Кроме того, можно отметить, что все производители готовы удовлетворить наши требования по срокам поставки, чтобы мы также могли выполнить наши собственные планы по своевременному запуску новых моделей.

Исходя из опыта, наша задача состоит в том, чтобы повысить качество местных комплектующих. Кроме того, мы ставим перед собой задачу постепенной локализации производства исходных материалов, сырья, а не только компонентов, но при этом мы никогда не поступимся требованиями к качеству. И их цена при этом должна оставаться для нас выгодной. Мы хотели бы работать более активно с чисто российскими поставщиками. Исходя из нашего опыта, мы считаем это возможным, и более того, мы можем помочь им в повышении качества их собственных материалов и компонентов. Удивительно, что большая часть сырья, которая используется для производства компонентов, в Россию завозится – учитывая, что это одна из самых богатых минеральными ресурсами стран в мире. Может быть, проблема состоит в том, что спрос еще недостаточно велик, и, наверное, нужно начинать работать вместе с местными производителями, для того чтобы стимулировать развитие этой отрасли в России. Уверен, что не только я в этом заинтересован.

Что касается повышения конкурентоспособности и совершенствования логистики, конечно, было бы более интересно разместить этих поставщиков здесь, в Калуге. Мы, как и другие производители, заинтересованы в развитии этого автомобильного кластера. Это интересно и нам, как конечным производителям, так и поставщикам, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы как можно ближе быть расположенным к производству. И в этом смысле я должен отметить, что работать в этом регионе очень легко благодаря усилиям местного руководства. И это точно так же должно быть интересно и поставщикам, которые должны подумать о том, чтобы свое производство размещать как можно ближе к нам – как конечному звену производства.

И напоследок я хотел бы с удовлетворением отметить активную работу местного учебного центра. В результате нашего тесного сотрудничества мы уже обучили сотни новых специалистов. Я уверен, что, если мы нацелены на дальнейшее развитие производства в Калуге, мы должны поддерживать деятельность этого центра.

Безусловно, рынок в настоящее время развивается – и некоторые из поставщиков к нам выходят с новыми предложениями о совместной работе или локализации новых компонентов. Это, с нашей точки зрения, очень позитивный момент – и, конечно, мы будем его поддерживать: мы заинтересованы в работе с новыми производителями.

Необязательно для этого привлекать глобальных производителей, мы можем работать и с местными производителями, если мы вместе сможем решить задачу повышения качества и конкурентоспособности, но еще и еще раз я повторяю: мы ни в коем случае не поступимся нашими требованиями по качеству.

Завершая, я должен сказать, что мы смотрим в будущее с оптимизмом, и уверен, что задачу локализации в России мы сможем успешно выполнить.