По одному не продает

ФАС заподозрила «Росгосстрах» в навязывании клиентам дополнительных полисов в придачу к ОСАГО, а ФСФР начала проверку страховщика

Весной ФАС получила десятки обращений из нескольких регионов с жалобами граждан на представителей ООО «Росгосстрах», которые ссылаются на «внутренний приказ, в соответствии с которым продажи полисов ОСАГО осуществляются только совместно с продажей полисов «РГС-Фортуна «Авто», а также иных полисов добровольного страхования», говорится в сообщении ФАС. «К нам в прошлом году также обращались клиенты [«Росгосстраха»] с жалобами на навязывание полисов ОСАГО, и ряд региональных подразделений возбуждал тогда дела по статье «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» и признавал факт нарушения», – объясняет интерес службы к страховщику начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева.

Цена вопроса. 300-500

тысяч рублей – такой штраф грозит «Росгосстраху» за представление заведомо недостоверной информации, если приказ существует, говорит Сергеева

У службы, по ее словам, есть копия приказа «О совмещенных продажах полисов ОСАГО + ИФЛ, ОСАГО + «Фортуна «Авто», изданного филиалом «Росгосстраха» в Ростовской области, по которому с 1 марта установлены «обязательные нормативы по продаже перечисленных полисов вне зависимости от типа территории в рамках совмещенных продаж». При этом «в 100% случаев при продаже полиса ОСАГО физлицам» нужно реализовать иной добровольный полис «со страховой премией от 550 руб., доля договоров «Фортуна «Авто» должна составлять не менее 45%», а продать ОСАГО «без нагрузки» может лишь «лично заместитель директора по розничному страхованию», рассказывает Сергеева.

Этот приказ есть и у ФСФР, говорит ее представитель. По его словам, в службу также поступали жалобы на «Росгосстрах» – причем не только на навязывание дополнительных полисов, но и на отказ применять понижающий коэффициент при расчете стоимости полиса ОСАГО и 4 июня она выдала страховщику предписание устранить нарушения. «В ответ на запрос по одной из жалоб компания признала, что допустила нарушение порядка расчета страховой премии, и вернула заявителю излишне уплаченное», – говорит представитель ФСФР.

ФАС попросила у «Росгосстраха» и его филиалов документы (приказы, распоряжения, письма, инструкции), в соответствии с которыми осуществляется совместная продажа полисов, и «бумаги, ограничивающие полномочия сотрудников на продажу ОСАГО без заключения договоров добровольного страхования», продолжает Сергеева: «Росгосстрах» заявил об отсутствии таковых, а мы возбудили административное дело и проводим расследование по признакам представления недостоверной информации».

Такого приказа нет, опровергает представитель «Росгосстраха», уверяя, что компания «действовала и действует в соответствии с законодательством», а при получении от регулирующих или надзорных органов запросов «относительно возможных нарушений, допущенных сотрудниками, всегда добросовестно проводит проверки и информирует соответствующие службы».

В РСА от комментариев отказались. Страховщики считают заниженными часть территориальных коэффициентов к тарифу ОСАГО и, когда правительство отказалось повышать их, заговорили о возможной приостановке продаж полисов в некоторых регионах.