У Ивана Саввиди отняли голос

Владельцу «Агрокома» Ивану Саввиди грозит потеря контроля над ростовским аэропортом. Арбитражный апелляционный суд обязал аэропорт выплатить дивиденды - тогда привилегированные акции агрокомовских структур не будут голосующими
Апелляционная инстанция встала на сторону администрации Ростовской области/ А.Мартыненко

Однако в пресс-службе «Роснефти» на запрос «Ведомостей» вчера ответили, что говорить об их намерениях купить ТЗК в ростовском аэропорту преждевременно (хотя «Роснефть» и прорабатывает возможность приобретения ТЗК в ряде крупных аэропортов России).

ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»

Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): Выручка - 1,29 млрд руб., Чистая прибыль - 182 млн руб.

Вчера Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (судья Андриан Попов) оставил в силе майское решение Арбитражного суда Ростовской области, который обязал ростовский аэропорт направить на дивиденды 10% прибыли за девять месяцев 2012 г. Об этом рассказал руководитель секретариата апелляционного суда Олег Козьменко. «Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти рабочих дней, и оно [решение] вступит в силу», - добавил он.

Выплата дивидендов означала бы для ООО «Группа Агроком» Ивана Саввиди утерю корпоративного контроля над аэропортом: вместе с привилегированными акциями, которые являются голосующими, пока аэропорт не платит дивиденды, пакет, принадлежащий структурам «Агрокома», превышает 52%. Однако обыкновенных голосующих акций у них всего 33%. А 50,66% голосующих акций - у минимущества Ростовской области, которое и подало иск о выплате дивидендов.

«К сожалению, решение ожидаемое, за неделю было известно, что губернатор приглашал председателя [Пятнадцатого арбитражного апелляционного] суда [Вячеслава Александрова], решение было принято в кабинете губернатора», - утверждает Саввиди. «Нами будет подана кассационная жалоба. Мы уверены, что российское законодательство однозначно на нашей стороне, а сегодняшнее решение находится вне рамок правового поля», - передала руководитель юридического департамента «Агрокома» Елена Вовк через пресс-службу. Мобильный телефон пресс-секретаря губернатора Ирины Четвертаковой вчера не работал.

«Не сомневаюсь, что решение суда политически мотивировано и не основано на законе, таких решений в РФ раньше не принимали», - говорит управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Степанов. «Я в своей практике с таким не сталкивался. Суд подменил собрание акционеров», - согласен управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит.

Эксперты не знают, как будет исполняться это решение и сколько на это уйдет времени. «Суды постановили, что акционеры решили выплатить дивиденды и обязали аэропорт это сделать - по сути, они разрешили корпоративный спор. Но в решениях судов нет слов «взыскать с аэропорта» такую-то сумму, получить исполнительный лист о взыскании дивидендов по таким решениям невозможно, гендиректор не обязан будет их платить», - объясняет Степанов.

«Истцу надо подавать новый иск уже о взыскании. Более быстрый способ - попросить суд разъяснить это решение, это может отнять несколько недель. Но это уже изменение предмета иска, и такое разъяснение тоже может быть успешно обжаловано», - рассуждает Пустовит. Есть еще один способ - неформальный, добавляет он: истцу через приставов давить на гендиректора аэропорта, чтобы он просто подписал платежки по дивидендам. (Гендиректор аэропорта Мухадин Коблев - назначенец Саввиди.) В любом случае общество должно выплачивать дивиденды в течение 60 дней с момента принятия соответствующего решения, отмечает Пустовит. Даже если дивиденды будут выплачены, собрание акционеров, которое может переизбрать совет директоров и гендиректора, созывается за 45 дней, говорит Степанов.

Из раскрытия существенных фактов аэропорта видно, что время важно для Саввиди. На сегодня назначено собрание совета директоров аэропорта, в прошлую пятницу председатель совета Олег Чернов (представляет Саввиди) внес в повестку новый вопрос: одобрение продажи «Роснефти» 100% ЗАО «ТЗК-авиа». Эта компания заправляет самолеты в аэропорту, в 2012 г. получила 564 млн руб. выручки и 54 млн руб. чистой прибыли (данные «СПАРК-Интерфакса»). «Думаю, мы успеем закрыть эту сделку», - говорит Саввиди. Раньше он говорил «Ведомостям», что хочет привлечь в аэропорт сильного партнера, который помог бы ему уйти от борьбы с областными властями.

Саввиди сказал, что также ведет переговоры о продаже агрокомовского пакета в аэропорту компании «Новапорт». Решение суда на привлекательность пакета не повлияет, считает он. Поговорить с представителями «Новапорта» вчера не удалось. Саввиди уже несколько лет назад предлагал купить его пакет аэропорта за $45 млн, рассказывал участник аэропортового рынка, называя эту цену завышенной.

Иван Саввиди конфликтует с правительством Ростовской области потому, что власти хотят, чтобы ростовским аэропортом управляла и строила новый аэропорт «Южный» группа «Ренова». Саввиди говорил, что «Ренова» предлагала купить его пакет за бесценок. Аэропорт в 2012 г. перевез 1,873 млн пассажиров, в том числе на внутренних рейсах - 1,04 млн, сказано в его отчетности. 86,4% российских перевозок занимало московское направление, 10,1% - питерское. На международных линиях лидеры - Анталья (21,1%) и Ереван (8,3%).