Казань до Красноярска довезет

Решено, что государство даст на строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань 650 млрд руб. Где оно возьмет такие деньги, по-прежнему непонятно
А. Астахова/ Ведомости

Вчера у президента Владимира Путина обсуждали схему финансирования строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. Государство профинансирует проект на 70% - даст 650 млрд руб., частные инвесторы вложат остальные 30% - 287 млрд руб. Из фонда национального благосостояния (ФНБ) возьмут 150 млрд руб. (заем или допэмиссия), из бюджета - 81 млрд руб. (грант), из пенсионных денег ВЭБа - 139 млрд руб. (облигации на 30 лет при ставке «инфляция + 1%»), сообщил вчера министр транспорта Максим Соколов. Откуда взять еще 280 млрд руб., пока не определено. При этом общие инвестиции в проект увеличились на 1% до 937 млрд руб. Окончательно модель финансирования разработают к 1 ноября, сказал представитель РЖД.

Дефицит, возможно, будет покрыт за счет ФНБ, говорил министр транспорта, но для этого придется увеличивать лимит финансирования (президент установил, что на все стройки века из ФНБ можно взять 450 млрд руб.). Другой вариант - средства бюджета 2017-2018 гг. В итоге, предположил министр, источники финансирования скорее всего будут комбинированные.

РЖД убеждает правительство обнулить налог на имущество в отношении железнодорожной инфраструктуры ВСМ, налог на прибыль и НДС для проектной компании (монополия предлагает создать ее на базе своей «дочки» «Скоростные магистрали»). Тогда, объясняет сотрудник РЖД, рентабельность проекта вырастет и он станет привлекателен для частных инвесторов и ФНБ. А стало быть, финансирование из ФНБ можно будет увеличить. На совещании решения о налоговых льготах принято не было, говорит представитель РЖД.

Если с источниками денег ясности нет, то со сроками у правительства и РЖД есть определенность. Проектирование высокоскоростной трассы завершится в 2014 г., строительство - в 2018 г., сообщил Соколов. В следующем году на проектирование трассы будет выделено 16,2 млрд руб. (из них 2 млрд руб. - средства РЖД), сказал министр транспорта.

Путин предложил «посчитать экономическую целесообразность» продления ВСМ до Красноярска. «Знаю, что эффективными эти маршруты являются только тогда, когда - во всяком случае, на сегодняшний день - поездка длится около 8 часов, но между городами Сибири, где такие магистрали, безусловно, могли бы быть востребованными, конечно, нужно считать пассажиропоток», - отметил президент. Этого не было в предложениях РЖД (монополия планировала продолжить ВСМ до Екатеринбурга), говорит представитель РЖД. Если предложение Путина будет принято, то общая стоимость ВСМ Москва - Красноярск будет 4,1 трлн руб. (исходя из стоимости 1 км пути до Казани в 1,17 млрд руб.). Такая сумма сопоставима с инвестпрограммой РЖД до 2020 г. - 5,7 трлн руб. (без учета инвестиций в БАМ, Транссиб и ВСМ).