Исключение для брендов

Владельцы брендов, которые впервые выводятся на российский рынок, могут рассчитывать на исключение их продукции из системы параллельного импорта

Запрет на параллельный импорт (право импортировать товар без разрешения владельца прав на его товарный знак) может сохраниться для впервые выводимых на российский рынок брендов, если их хозяин заключил инвестиционный контракт на развитие бренда в России и планирует разместить здесь производство, следует из письма, которое Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила заместителю министра промышленности и торговли Виктору Евтухову. Копия письма есть у «Ведомостей».

Сейчас параллельный импорт запрещен. Товар могут ввозить только сами владельцы исключительных прав на товарный знак (или с их письменного разрешения). ФАС добивалась отмены запрета, считая, что это усилит конкуренцию и приведет к снижению цен.

Сохранить запрет служба предлагала на параллельный импорт для защиты уже локализованных производств, говорит замруководителя службы Андрей Кашеваров. Теперь, продолжает он, речь идет о защите правообладателей, которые впервые выходят на рынок и заключают инвестиционный контракт на развитие бренда. Это, по его словам, делается для того, чтобы не останавливать инвестиционный процесс. «То, что мы не можем получить от импорта, мы получим за счет уплаты налогов и создания рабочих мест», - объясняет Кашеваров. Сроки сохранения запрета на параллельный импорт для таких правообладателей, по его словам, еще не обсуждались: запрет может быть бессрочным или совпадать по времени с другими льготами, в том числе налоговыми.

В апреле вице-премьер Игорь Шувалов на специально созванном совещании поддержал снятие запрета на параллельный импорт. Ограничение конкуренции прикрывается необходимостью охранять права на интеллектуальную собственность, объяснял тогда логику Шувалова сотрудник аппарата правительства: «Искусственно создается пул авторизированных дилеров и поставщиков, проводящих ценовую политику, которую им диктует иностранный производитель». В мае он поручил противникам снятия запрета к августу экономически обосновать свою позицию и рассчитать последствия снятия ограничений, рассказывали «Ведомостям» участники совещания. Осенью в Госдуму планируется внести «законодательный акт», который должен предусматривать переходные периоды и учитывать специфику отраслей с локализованным производством, говорил один из них.

Государство хотело бы дать компаниям время для адаптации, сказал федеральный чиновник. Легализация параллельного импорта будет одним из факторов, способствующих развитию экономики, но не исключено, что это может повлиять на планы по реализации конкретных инвестпроектов, отмечает он: для этих проектов возможны временные льготы.

Не все поддерживают эту идею. Минпромторг против легализации параллельного импорта, говорил в июне руководитель ведомства Денис Мантуров (его цитировал «Интерфакс»). Против выступало и Минэкономразвития. В существующей ситуации параллельный импорт приведет к тому, что Россию захлестнет вал гаджетов-подделок: раньше на серые поставки телефонов приходилось меньше 2% рынка, теперь - больше 10%, говорил в мае в интервью «Ведомостям» президент компании «Евросеть» Александр Малис. Серый бизнес и снятие запрета на параллельный импорт не связаны, с серым импортом должны бороться правоохранительные органы, возражает федеральный чиновник, знакомый с ситуацией.

Правообладатели продолжают выдавливать независимых импортеров с рынка и этот процесс часто сопровождается повышением цен на официально импортированную продукцию, говорит генеральный директор поставщика запчастей «Автологистика» Михаил Кулябин. Например, сказал он, представители Toyota Motor уведомили компанию, что с 15 августа корпорация будет пресекать несанкционированный ввоз запчастей в Россию, и одновременно «Автологистике» стало известно, что с 1 августа Toyota повышает цены на комплектующие на 10%. Представитель Toyota Motor сказал, что не располагает информацией о повышении цен.