Защитники конкуренции

Число ведомств, ответственных за конкуренцию в России, резко увеличилось до 14. Теперь это забота почти всех министров
Д. Гришкин/ Ведомости

С 1 сентября за развитие конкуренции на конкретных рынках будут отвечать отраслевые ведомства. Такое постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. 14 ведомств наделяются полномочиями «по разработке и реализации мер по развитию конкуренции на товарных рынках». Для них это станет приоритетной задачей.

Ведомства сознательно возводят барьеры для конкуренции, сетует сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Чем меньше объектов, тем проще регулировать и извлекать коррупционные доходы». Наибольшее количество монополий - в транспортной и энергетической отраслях, говорит ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков Борис Кузнецов. «Смешно надеяться, что Минэнерго будет бороться с «Роснефтью»: кто еще кого поборет», - скептичен он.

Такая идея была в «дорожной карте» развития конкуренции в 2013-2015 гг. Этим планом были предусмотрены не только общие меры, но и рекомендации для шести конкретных отраслей: для рынков лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, нефтепродуктов, услуг связи и дошкольного образования. Но реально «дорожная карта» не выполняется из-за пассивности госорганов, сетовал на заседании правительства в конце июля первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Никакие серьезные постоянные меры воздействия на конкурентную среду <...> по выполнению конкретных мероприятий «дорожных карт» министерствами не выполняются».

Конкуренция не стала ценностью для госчиновников, говорил и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. «В ментальности [госслужащих] это должно быть как один из самых важных основополагающих принципов», - призывал он коллег. Теперь руководителям ведомств придется докладывать о реализации «дорожных карт».

Одних полномочий следить за конкуренцией недостаточно, считает начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин, нужна еще оценка эффективности чиновников. Критерии, по его мнению, должны быть связаны с несколькими показателями: увеличение числа хозяйствующих субъектов, снижение госсектора в экономике и повышение доли частного бизнеса, упрощение доступа малых и средних предприятий к ресурсам и сетям естественных монополий. Жесткого наказания за невыполнение «дорожных карт» ФАС не просит - достаточно выговора.

Годом ранее Артемьев предлагал увеличить штрафы для чиновников за нарушение антимонопольного законодательства. «А то мы, бывает, ведем многомесячный судебный процесс, добиваемся признания чиновника виновным, а тот получает штраф в 10 000 руб. Должно быть хотя бы 100 000-200 000», - говорил он, ведь 53% нарушений в антимонопольной сфере совершают именно госслужащие.

Не стоит ограничиваться только «дорожной картой» по конкуренции, считают в ФАС. В каждой отраслевой «карте» должны обязательно присутствовать положения, которые будут способствовать развитию конкурентной среды, отметил Мишеловин.

Минтранс направит свои предложения по ключевым показателям эффективности в Минэкономразвития до конца недели, сообщил представитель ведомства. По его словам, для Минтранса ближайший срок по исполнению пунктов «дорожной карты» - осень, тогда он представит в правительство свои предложения по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, в сфере услуг аэропортов и портов. Представители Минпромторга и Минздрава не ответили на запросы «Ведомостей». Их коллега из Минрегиона отказался от комментариев.