«Ростех» на чужих крыльях

«Ростех» может создать крупнейшее производство региональных самолетов. Возглавит его бывший президент Объединенной авиастроительной корпорации
Сергей Чемезов пошел по пути сборки иностранных самолетов/ S.Karpukhin/ Reuters

На региональные самолеты, которые будут произведены в России, уже есть заказчик. Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) и канадская Bombardier Aerospace на авиасалоне МАКС-2013 заключили соглашение о намерениях на 50 региональных самолетов Q400. Эта авиатехника будет приобретена именно у создаваемого совместного предприятия «Ростеха» и Bombardier - таково условие контракта ИФК с канадской компанией. А конечным потребителем Q400 может стать «Аэрофлот» - канадские самолеты идеально подходят для создаваемой им дальневосточной «дочки», рассказывал ранее сотрудник авиакомпании.

Новые русские. Bombardier Q400

Экипаж - 2 человека. Вместимость - 70 кресел, один класс. Двигатели - Pratt & Whitney 150A. Крейсерская скорость - 667 км/ч. Длина пробега - 1400 м. Практическая дальность - 2500 км. Практический потолок - 8200 м

ATR-42

Экипаж - 2 человека. Вместимость - 50 кресел, один класс. Двигатели - Pratt & Whitney 127E. Крейсерская скорость - 556 км/ч. Длина разбега - 1160 м. Практическая дальность - 1555 км. Практический потолок - 5500 м

Вчера госкорпорация «Ростех» подписала сразу два соглашения о намерениях, которые предполагают производство иностранных региональных самолетов в России, - с канадской Bombardier и франко-итальянской ATR, об этом сообщил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, строить станут именно те самолеты, которые в наибольшей степени будут соответствовать требованиям госкорпорации - а это максимально возможная локализация производства самолетов в России. Здесь может производиться крыло, оперение и даже двигатель, перечислил гендиректор «Ростеха».

Деталей создания совместного предприятия с ATR он не сообщил. Региональный самолет в линейке франко-итальянского авиапроизводителя только один - ATR-42.

Что касается совместного предприятия с Bombardier, то согласно пресс-релизу у «Ростеха» с канадцами в нем будут равные доли.

Госкорпорация в течение 2014 г. построит завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне. Инвестиции в проект составят около $100 млн. Bombardier передаст совместному предприятию все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности.

На первом этапе производство самолетов будет полностью осуществляться на территории Bombardier. В Ульяновске будет проводиться только адаптация техники под конкретного заказчика. С 2015 г. планируется локализация сборки самолетов на территории России, а с 2016 г. - и компонентов планера. Максимальная мощность ульяновского авиазавода составит 24 самолета в год.

Q400 - один из самых эффективных самолетов в своем классе. Вместимость его - до 78 кресел, дальность полета - до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии - около $30 млн. Сумма всего контракта в каталожных ценах - порядка $1,7 млрд.

Планы строить новые региональные самолеты российские компании стали представлять вслед за заявлением Владимира Путина - в феврале прошлого года: президент настаивал на производстве таких самолетов в России. Но таких самолетов российской разработки не существует, технологии почти утрачены.

Впервые о производстве региональных самолетов «Ростех» заговорил в прошлом году, и сразу речь пошла о сотрудничестве с Bombardier. Но первое соглашение госкорпорация подписала не с канадцами, а с австрийцами - на прошлом авиасалоне «Ле-Бурже» с компанией Diamond, которая выпускает самолеты вместимостью до 15 кресел.

Сергей Чемезов сообщил «Ведомостям», что «Ростех» собирается выделить производство региональной техники в самостоятельную «дочку», которую может возглавить советник Чемезова и бывший президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров.