«Роснефть» нашла миллиарды на Востоке

«Роснефть» увеличивает поставки нефти в Китай. 100 млн т сырья у нее купит Sinopec. Экспорт госкомпанией нефти в Китай в ближайшую четверть века превысит 700 млн т
«Роснефть» перенаправляет российскую нефть в Китай/ S. Karpukhin/ Reuters

«Роснефть» и Sinopec подписали меморандум о поставках нефти в объеме до 100 млн т в течение 10 лет начиная с 2014 г., сообщила российская компания. Общая стоимость контракта может составить $85 млрд, сказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Договор предусматривает предоплату в 25-30%, т. е. предоплата составит $21,3-25,5 млрд. Это, по словам президента «Роснефти» Игоря Сечина, «обычные условия, принятые для наших клиентов». При этом «Роснефть» сможет вместо нефти поставить Sinopec нефтепродукты.

С 2011 г. «Роснефть» продает китайской CNPC по 15 млн т в год по отводу Сковородино - Мохэ (общий объем поставок до 2030 г. составит 300 млн т). В марте компании договорились о продаже еще 365 млн т в течение 25 лет на сумму $270 млрд, из них $60 млрд - предоплата. Представитель «Роснефти» не комментирует, получила ли компания аванс, но поставки по этому договору начались уже в июле и до конца года составят дополнительно 800 000 т. На пик они выйдут после 2018 г., сказал неделю назад Сечин на Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее: «Ежегодные поставки российской нефти в Китай могут достичь 30-31 млн т в год».

С учетом вчерашнего меморандума получается, что до 2037 г. «Роснефть» поставит в Китай 720 млн т нефти, или в среднем по 30 млн т в год. В прошлом году компания добыла 122 млн т сырья, план на этот (с учетом приобретенной ТНК-BP и других активов) - 207 млн т. В прошлом году поставки в Китай составляли 22,5% от всего объема экспорта, но в ближайшем будущем они могут вырасти почти до трети.

При этом и «Роснефть» становится для Китая значимым поставщиком. Спрос на нефть в стране увеличился за последние пять лет на 40% до 10,7 млн баррелей в день. По прогнозам EIA, в 2014 г. импорт нефти КНР составит порядка 330 млн т.

Контракт с Sinopec предусматривает экспорт по ВСТО, сказал Сечин. У «Роснефти» есть возможность поставлять нефть в Китай по трубопроводу через порт Козьмино, который сейчас недозагружен (план на 2013 г. - 21,5 млн т, пропускная способность - 30 млн т), считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но нужно договариваться с «Транснефтью» об увеличении прокачки по трубе или везти более дорогим железнодорожным транспортом. Представитель «Роснефти» не говорит, обращалась ли компания к Минэнерго и «Транснефти» по этому вопросу.

Второй вариант поставок нефти в адрес Sinopec - западное направление по морю. В этом случае «Роснефть» будет экспортировать нефть сорта Urals с использованием своповых операций. «Роснефти», возможно, придется снимать часть европейских объемов нефти Urals, которые не связаны долгосрочными контрактами, чтобы выполнить обязательства перед Sinopec, считает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.

У «Роснефти» высокий долг после покупки ТНК-ВР, поэтому в контрактах она оговаривает условия о предоплате, а Пекин заинтересован получить максимальный объем нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос, констатирует партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. Но у этих соглашений есть риски: у «Транснефти» может не хватить трубопроводных мощностей, а у «Роснефти» - нефти, считает он. Сырья хватит, говорил в начале сентября Сечин. Компания в 2016-2019 гг. планирует запустить ряд новых месторождений Ямала и Восточной Сибири (Сузунское, Тагульское, Мессояхская группа, Лодочное, Русское, Среднеботуобинское и др.). Это позволит обеспечить не только выполнение всех текущих обязательств (поставки на существующие НПЗ и в рамках межправительственного соглашения с КНР), но и загрузку планируемого к строительству нефтехимического завода в Находке. Правда, только проекты в сфере добычи на суше потребуют инвестиций в $200 млрд, говорил на прошлой неделе Сечин.

Если этой нефти не хватит, «Роснефть» может попробовать договориться с другими компаниями, работающими в Восточной Сибири, о покупке у них нефти, полагает Полищук.

Получить комментарии представителей «Транснефти» и Минэнерго не удалось.