Архипелаг Москва
НИиПИ генплана работает над актуализацией главного градостроительного документа Москвы. Изменения обещают быть масштабными - в разработке десятки тысяч гектаровО компании
Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы. Датой рождения института считается 6 апреля 1951 г., когда вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому архитектурно-планировочные мастерские Мосгорисполкома, возглавляемые известными архитекторами Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским, были переименованы в Институт Генерального плана города Москвы. В настоящее время в составе института около 30 научных, научно-проектных, проектных и административных подразделений. В институте работает Научно-технический совет, пять отраслевых секций: социально-экономическая, экологическая, архитектурно-планировочная, методологии градостроительного планирования и проектирования, инженерно-транспортной инфраструктуры, информатизации и автоматизации.
Перед НИиПИ генплана стоят глобальные задачи: создать программу градостроительного развития Москвы, присоединенных территорий и всей московской агломерации. О том, что станет с десятками тысяч гектаров промзон, земель у Москвы-реки и железных дорог и может ли помочь градпланирование таким районам, как Бирюлево, рассуждает главный архитектор института Андрей Гнездилов.
- Марат Хуснуллин озвучил ранее идею создания мастер-плана для Москвы. Она жива?
- Термин «мастер-план» - это калька из зарубежной практики проектирования. Мастер-планирование является концептуальной частью проектирования генплана. Это один из этапов.
- Когда принимали генплан в 2010 г., его очень критиковали, были тысячи поправок.
- Попробуйте провести через публичные слушания в Москве хотя бы один домик. А речь идет о целом генплане. Люди всегда болезненно реагируют на любые проектные, строительные инициативы.
- Логично, это же наш город.
- Огромная сложность работы в городе - тут есть жители (смеется). Если бы здесь никого не было, только тундра, конечно, было бы легко работать. В мегаполисе всегда чьи-то интересы ущемляются. Еще в нашем, российском, сознании понятие «наше» гораздо шире, чем на Западе. На Западе люди понимают: это моя собственность, моя ответственность, а это - ответственность города. А у нас все вокруг народное, все вокруг мое. Мы душой болеем за все, но не слишком понимаем, что такое бремя собственности.
- И бросаем мусор в собственном подъезде.
- Да. Это связанные понятия, частное и общественное, без одного нет другого, когда у человека нет своей собственности. Вот вы вышли из дома во двор, это «мое», «наше» или «ничье»? Где проходит граница между этими категориями?
- У меня такой двор, что его просто нет.
- Это большая тема, которую мы начинаем обсуждать: микрорайоны и кварталы. Окраины Москвы построены по модели микрорайона. Что в них плохого: там нет «моего», нет двора. Вокруг территории общего пользования, плавно перетекающие в дорогу.
Сейчас мы совместно с Москомархитектурой начали обсуждать альтернативу микрорайонной планировке - планировку и застройку квартальную. Дом в этой планировочной модели является границей между городом и двором. Двор - более приватное пространство, шлюз между моей укромной квартирой и космосом города.
- Перед вами на этой должности задача какая поставлена? Переписать, поправить генплан?
- Не стоит преувеличивать мою роль и должность. НИиПИ генплана - это институт, и задача стоит перед всем институтом. Генплан по определению будет новый по одной простой причине - административные границы города изменились.
- Это единственная причина?
- Это формальная причина, которая требует изменения генплана. Другой причиной могла бы быть деградация индустриального города. Хотя в генплане 2010 г. этот вопрос был проработан. Он не являлся сырым или некачественным документом, который надо переделывать. Скорее, поводом является изменение в мировоззрении общества и в нашем отношении к будущему города.
- Когда появится новый генплан?
- Вопрос не ко мне, а к заказчику - правительству Москвы.
- Старый генплан критиковали за дорожную составляющую, он не решал транспортную проблему.
- По моему мнению, транспортная ситуация - патологическая. Это результат неравномерного развития Москвы, которая выросла из своей истории, своего ландшафта.
Проблема в том, что в Москве есть несколько «городов». Один структурирован и растет на автодорожном каркасе, второй - на железнодорожном, это город индустриальный, построенный в том числе и в целях тяжелой промышленности. Все эти территории глухо огорожены и непроницаемы для жителей. Наша столица состоит из многих пазлов - городов, в одних мы живем, в другие не можем попасть без пропуска. И «режимный» город разбивает гражданский на осколки. На карте все отлично видно.
- Тяжелое наследие тяжелой промышленности. Но не жить же с этим всегда.
- Ясно, что надо менять ландшафт. Кстати, жилые территории, которые примыкают к промзонам, тоже являются маргинальными, внутренней периферией. Печатники, Южный порт, Перово. Этот эффект искусственной периферии наглядно виден на примере Берлина. После возведения Берлинской стены исторический центр Берлина стал городской периферией, а центры Восточного и Западного Берлина стихийно возникли в новых местах. Когда город вновь объединился, начался обратный процесс. Пригласили ведущих архитекторов и в течение 10 лет город сшивали. У нас таких «Берлинских стен» много по всей Москве. Москва-река тоже разделитель и в отсутствие связей является отдельным городом, который живет сам по себе.
А есть еще лесопарковые массивы, например Битцевский парк, который тоже разделяет город. Я сам долгое время жил в Ясеневе и отлично знаю, что Ясенево и ул.