ФАС избавит бензин от пошлин

Решать проблему с дефицитом топлива ФАС предлагает за счет своповых сделок с нефтепродуктами, с которых не будут взиматься пошлины. Минфин не против

Сколько потребляет Дальний Восток. 6,2

млн т - так «Роснефть» оценила рынок моторных топлив на Дальнем Востоке в 2012 г. В том числе автобензин - 1,5 млн т, дизельное топливо, включая судовое маловязкое и печное топливо, - 4,7 млн т. На долю Хабаровского и Комсомольского НПЗ приходится не более 3 млн т топлив, остальное завозится из других регионов и импортируется

ФАС предлагает освободить от экспортных и импортных пошлин нефтепродукты, поставляемые по своп-сделкам, сообщил вчера замруководителя службы Анатолий Голомолзин, но добавил, что «естественно, будут взыскиваться налоги внутреннего рынка [акцизы и проч.], а они в значительной степени аналогичны по поступлению в бюджет», т. е. на наполнении федерального бюджета эта мера не отразится, передает «Прайм».

ФАС предлагает два варианта реализации своповых схем. Первый - везти за Урал импортное топливо, которое поступает в центральную часть России. В результате насыщается дефицитный рынок Дальнего Востока, объясняет Голомолзин. В конце ноября, по данным ИАЦ «Кортес», оптовая цена тонны бензина «Премиум-95» в Дальневосточном округе стоила 39 090 руб., в Сибирском - 33 090 руб., а в Центральном - 31 860 руб. Второй вариант - своповая схема между европейским и азиатским рынками. Весной Голомолзин говорил, что в Южной Корее избыток бензина, а в Европе - дизтоплива, в России, наоборот, профицит дизтоплива. «Россия может поставлять дизельное топливо в Европу, а замещать его поставками [бензина] из Кореи», - пояснял он. Применение своповых схем при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок позволит выровнять общий уровень цен в европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, считает чиновник.

Свои предложения ФАС уже направила в Минэнерго и Минфин, сказал Голомолзин. Минэнерго прорабатывает вопрос, сказал представитель министерства. Минфин предложение поддерживает, говорит представитель ведомства. Представители «Роснефти», «Башнефти», «Лукойла», «Газпром нефти», Alliance Oil от комментариев отказались.

Пока импорт нефтепродуктов невелик - 1,2 млн т в 2012 г., по данным ФТС (рост в сравнении с 2011 г. в 2,7 раза). Всего в 2012 г. в России было произведено 270 млн т нефтепродуктов, а экспортировано - 138 млн т, по данным Минэнерго.

Источник «Ведомостей» в одной из компаний говорит, что даже при отмене пошлин импортное топливо будет дороже российского. Идея сырая и плохо реализуема на практике, говорит сотрудник другой компании. Своп-поставки оправданы при дефиците топлива, говорит содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. «Но в долгосрочной перспективе рост производства нефтепродуктов на Дальнем Востоке поможет снизить цены на нефтепродукты и сделать импорт нерентабельным», - считает он. Эксперты ИАЦ «Кортес» указывают, что первый вариант своп-сделки может привести к значительному удорожанию топлива за счет роста транспортных издержек, а второй применим, но порождает множество вопросов технического характера: взаиморасчеты между контрагентами, учет экспортных и импортных пошлин. Такая схема была бы выгодна тем компаниям, которые осуществляют свою деятельность как на европейском рынке, так и на рынке АТР.