«Птичка» из смартфона

Смартфоны с качественными фотокамерами начали наступление на рынок цифровой фототехники. В этом году в России продается на 20% меньше фотоаппаратов, чем год назад
Фотоаппараты привлекают все меньше внимания у посетителей магазинов электронной техники/ М. Стулов/ Ведомости

За первые 10 месяцев 2013 г. в России было продано на 20% меньше цифровых фотоаппаратов, чем за тот же период 2012 г., - около 3,3 млн против почти 4,1 млн годом ранее, следует из отчета «Связного». Сократился рынок и в денежном выражении - на 14,7% с 39,7 млрд до 33,9 млрд руб.

Падение спроса связано главным образом с продажами компактных камер (так называемых мыльниц), на которые приходится почти три четверти всех продаж фототехники: они упали на 25% (и в штуках, и в деньгах). Продажи более дорогих и функциональных системных (беззеркальных со сменными объективами) фотоаппаратов сократились на 2,5% до почти 94 000, а выручка от их продаж - на 12,9% до 1,18 млрд руб. Выросли за 10 месяцев 2013 г. только продажи зеркальных камер - на 8,7%, правда, в деньгах объем их продаж все равно снизился на 6,6%. Это произошло из-за снижения средней стоимости зеркальных фотокамер почти на 5000 руб. (на 15%) до 26 670 руб., следует из отчета.

В 2013 г. продажи фототехники начали снижаться впервые - еще в предыдущем 2012 году было продано на 10% больше фотоаппаратов, чем в 2011 г., отмечает представитель «Связного» Мария Заикина. Но, по ее словам, это говорит не о снижении интереса покупателей к фототехнике, а о появлении новых видов фотоустройств. Сейчас 75% рынка занимают компактные фотоаппараты, но их активно вытесняют с рынка смартфоны с мощными камерами: с матрицей больше 8 мегапикселей, ксеноновой или светодиодной вспышкой, дополнительными элементами управления, а также наличием программных технологий, улучшающих качество снимка, объясняет Заикина. Стоимость таких аппаратов пока остается достаточно высокой, но появляется все больше моделей стоимостью менее 15 000 руб., что расширяет целевую аудиторию этих устройств, уверена она.

Рынок цифровых фотоаппаратов падает: за 10 месяцев 2013 г. продажи снизились в количественном выражении на 22%, в денежном - на 18%, передал через пресс-службу вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. При этом, по его словам, их средняя цена выросла с 8100 до 8500 руб. Он также объясняет заметное падение продаж фотоаппаратов переходом пользователей на смартфоны. Они позволяют делать снимки, по качеству сопоставимые с компактными аппаратами начального уровня, а пользоваться ими комфортнее - смартфон избавляет пользователя от необходимости одновременно носить сразу два устройства, отмечает он.

В «М.видео» тоже есть небольшое снижение спроса - оно объясняется снижением интереса к компактным аппаратам и увеличением спроса на смартфоны с качественными камерами, говорит представитель торговой сети Антон Пантелеев. Но снижение компенсируется ростом продаж функциональных системных, а также зеркальных камер благодаря их усовершенствованию и снижению средней цены, отмечает он. Пантелеев надеется, что разрыв по сравнению с продажами 2012 г. в ходе предновогодних продаж будет закрыт за счет именно таких устройств.

Замещение фотокамер смартфонами происходит по мере снижения цен на умные телефоны и улучшения их характеристик, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Встроенные в смартфоны сенсоры позволяют делать снимки, не уступающие по качеству тем, что сделаны на фотоаппараты, отмечает он.

На мировом рынке спрос на фотоаппараты также сокращается. По оценке Camera and Imaging Products Association, мировые продажи цифровых фотокамер за первые пять месяцев 2013 г. снизились на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. По прогнозу, ранее опубликованному IDC, объем мирового рынка цифровых камер в 2013 г. может сократиться до 102 млн штук по сравнению со 144 млн в 2010 г. Наиболее значительный спад ждет сегмент «мыльниц» - со 132 млн до 80 млн штук.