От редакции: На выход с условиями

Mikhail Metzel/ AP

Решение президиума Верховного суда об освобождении Платона Лебедева из-под стражи показательно по многим причинам. Любопытна, в частности, юридическая техника, с помощью которой судьи назначили для опального топ-менеджера наказание в 10 лет 6 месяцев и 22 дня - точь-в-точь до отбытого на вчера срока, а помилованному Михаилу Ходорковскому - на 8 дней больше (подробнее - см. статью на стр. 02). Политическое решение закрыть дело руководителей ЮКОСа, по всей видимости, приняли раньше, до Нового года. Однако по ряду причин его выполнение затянулось, поэтому юридическим оформлением пришлось заниматься высшей судебной инстанции.

Смягчение наказания Лебедеву Верховным судом нельзя рассматривать изолированно. Амнистия в честь 20-летия Конституции позволила освободить фигурантов дела Pussy Riot, прекратить преследование пятерых обвиняемых в массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 г. и вернуться домой членам экипажа ледокола Arctic Sunrise. 20 декабря, в день сотрудников госбезопасности, Владимир Путин помиловал Ходорковского. После Нового года вступило в силу решение суда об условно-досрочном освобождении Ильи Фарбера, жесткость приговора которому критиковал президент. Юридическая техника во всех этих случаях была применена разная, но событие это, по сути, одно. Эти решения должны были смягчить складывавшийся ранее негативный образ России в мире накануне Олимпиады (официально эта связь отрицается). Чтобы предотвратить вероятный всплеск общественно-политической активности бывших узников и их сторонников, освобождение обусловили выполнением формальных или неформальных ограничений.

Многомиллиардный штраф за налоговые нарушения, оставленный в силе Верховным судом, делает Ходорковского и Лебедева во многом зависимыми от благосклонности судебных приставов, превращает их в невыездных или, наоборот, «невъездных». Любые полученные в России доходы и активы опальных олигархов должны быть конфискованы для выполнения решения. Фарбера власти могут вернуть за решетку, если сочтут, что он нарушает условия досрочного освобождения. В этой связи можно вспомнить замену условного срока на реальный краснодарскому экологу Евгению Витишко и недавний запрет следователей Алексею Навальному съездить с детьми в Коломну. Еще один важный момент: если участницы Pussy Riot скажут (или спляшут) то, что прокуратура и суд сочтут возбуждением розни, они будут считаться рецидивистками со всеми последствиями.

Не исключено, что восемь оставшихся за решеткой участников событий на Болотной площади получат сравнительно мягкие приговоры. Общий знаменатель всей нынешней оттепели по отношению к заключенным: смягчение судебных решений будет компенсироваться возможностью их пересмотра. Чтобы оставались под контролем.