Костыгин и Мейер растят сеть

Бывшие совладельцы «Ленты» Дмитрий Костыгин и Август Мейер вложат в новый розничный проект - сеть гипермаркетов с рабочим названием NL - 20 млрд руб. До сих пор речь шла о 12 млрд руб.

Открытие новой сети намечено на ноябрь 2014 г. Средняя площадь гипермаркетов составит около 14 000 кв. м. Ассортимент будет насчитывать 3500-4000 SKU, из них 60% - продовольственные.

ООО «Биг бокс» (принадлежит бывшим совладельцам сети «Лента» Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру) планирует вложить до 20 млрд руб. в создание новой сети гипермаркетов, заявил Мейер вчера на церемонии закладки первого камня магазина сети на Пулковском шоссе в Петербурге. Рабочее название проекта - NL (New Lenta).

Мейер и Костыгин в 2011 г. продали около 42% сети «Лента» за $1 млрд. Вырученные средства предприниматели вкладывают в другие розничные проекты. В активах у Костыгина и Мейера уже есть 45% интернет-магазина «Юлмарт», контрольный пакет сети парфюмерии и косметики «Рив гош» и сеть по продаже белья «Дикая орхидея», контрольный пакет «Улыбки радуги», 40% obuv.com.

«Биг бокс» планирует в течение трех лет строить по четыре гипермаркета в год, в 2017 г. - два, говорится в презентации проекта (т. е. всего 14 магазинов). У компании уже есть участки в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в Москве, говорит гендиректор «Биг бокса» Сергей Шкабаров. Год назад компания сообщала, что планирует инвестировать 12 млрд руб. в открытие 10 торговых комплексов в Санкт-Петербурге.

Половина покупателей будут юридические лица, надеется Шкабаров. Ранее он отмечал, что ключевым клиентом гипермаркетов будет малый и средний бизнес - рестораны и небольшие магазины. Торговые наценки составят 8-9% для оптовых покупателей и 10-12% для физических лиц, говорится в пресс-релизе комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, который помогал подбирать участки для гипермаркетов. Это будет формат «жесткого дискаунтера» - наподобие, к примеру, американской CostCo, объясняет Шкабаров.

CostCo Wholesale работает в формате складов самообслуживания клубного типа. Ритейлер продает товары ограниченного числа производителей с минимальной наценкой. В Америке такая модель вполне успешна: CostCo - пятый по величине ритейлер, в клубе состоит около 57 млн человек.

С такой бизнес-моделью проект в России вряд ли может быть успешен, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Низкие уровни наценки не означают, что конечная цена на полке будет ниже: у крупных ритейлеров выше закупочная сила, поставщики предлагают им более комфортные условия, объясняет он. Пока сеть не разовьется до масштабов, позволяющих работать с качественными собственными торговыми марками, компания может нести значительные издержки, продолжает аналитик. Учитывая, что предполагаемые инвестиции сравнимы с крупными ритейлерами, а выручка с квадратного метра из-за специфики бизнес-модели может быть ниже, увеличится и срок окупаемости проекта, предполагает он. В итоге формат может двигаться к классическому гипермаркету или проект вовсе может быть продан или переформатирован под торговые центры, считает Бурмистров.

Стоимость проекта могла вырасти потому, что ритейлеры стали активнее конкурировать за хорошие участки с учетом активизации «Ленты» и могут переплачивать за них, говорит аналитик.