Книжная эмиграция

Гендиректор и сооснователь «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов продал свою долю в этой компании издательству «Эксмо»
«Манн, Иванов и Фербер» - одно из двух крупнейших издательств деловой литературы в России/ blog.mann-ivanov-ferber.ru

«Эксмо» купило у Иванова 20% долей ООО «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ), рассказал «Ведомостям» гендиректор издательства «Эксмо» Олег Новиков. Таким образом, доля «Эксмо» в МИФе выросла до 84%. Иванов это подтвердил. Назвать точную сумму, за которую продана доля в компании, он отказался, но уточнил, что это «миллионы долларов».

Гендиректором МИФа вместо Иванова стал Артем Степанов, до этого занимавший должность управляющего портфелем деловой литературы этого издательства.

МИФ специализируется на издании деловой, детской и спортивной литературы. Издательство создано в 2005 г. Игорем Манном, Ивановым и Михаилом Фербером. Выручка в 2013 г., по словам Иванова, около 400 млн руб., что на 60% больше, чем годом ранее. Рентабельность издательства по чистой прибыли - 28%. Иванов и Новиков говорят, что для издательского бизнеса это очень высокая маржинальность. Если цифра верна, то это очень хороший результат, соглашается гендиректор «Альпина паблишер» Алексей Ильин, МИФу за счет правильно построенного маркетинга удается продавать книги по цене выше средней по рынку.

Иванов продал свою долю в МИФе из-за отъезда в США. Он решил жить в этой стране, а точнее, в небольшом городе Боулдер, штат Колорадо, из-за хорошей экологии и лучших условий для детей, возможности общения с природой, более долгой жизни у среднего американца и глобальных возможностей, которые предлагает жизнь в США. «Я вел переговоры о продаже доли с инвестфондами, было несколько заинтересованных сторон, - рассказал Иванов. - Но все уперлось в «Эксмо» как контролирующего акционера: в таких условиях фонды не видели реальных возможностей выхода из компании, привлечения стратегического инвестора и т. д. Также я обсуждал возможность выкупа доли «Эксмо» и дальнейшей продажи ее вместе со своей, но Новиков отказался. В итоге «Эксмо» оказалось для меня единственным возможным покупателем».

«Эксмо» стало совладельцем МИФа еще в 2008 г., тогда оно приобрело 30% долей этой компании. Иванов и Новиков тогда говорили, что МИФ и «Эксмо» хоть оба и издают деловую литературу, но не мешают друг другу. «Мы занимаемся более массовой деловой литературой, а МИФ - более премиальной», - объяснял «Ведомостям» Новиков. В 2011 г. «Эксмо» довело долю в МИФе до 64%. Это была безденежная сделка, «Эксмо» в обмен на увеличение пакета передало МИФу собственное подразделение деловой литературы и активы «Альпина бизнес букс». Это деловое издательство «Эксмо» выкупило в том же году у Sanoma Independent Media (SIM, издает газету «Ведомости»).

На рынке деловой и профессиональной литературы сейчас два крупнейших игрока - это МИФ и «Альпина паблишер», говорит Ильин, каждое издательство контролирует по 35-40% этого сегмента. Последние годы этот сегмент был одним из наиболее стабильно растущих на стагнирующем книжном рынке, указывает Ильин, хотя теперь и продажи деловой литературы начали замедляться: «Бизнес-среда в стране неблагоприятна, и это прямо сказывается на книгах о бизнесе». Поэтому и «Альпина», и МИФ стали развивать другие сегменты, прежде всего детско-родительскую литературу, рассказал он, для «Альпины» еще один важный сегмент - научно-популярные книги.