Жертва Олимпиады

Корпорация «Инжтрансстрой» ликвидируется из-за разногласий с заказчиками по стоимости объектов к Олимпиаде в Сочи
А.Махонин/ Ведомости

Корпорация «Инжтрансстрой»» ликвидируется, сообщила компания на своем сайте. У нее возникли «серьезные разногласия» с заказчиками о стоимости объектов в Сочи. Из-за недооценки их стоимости «Инжтрансстрой» получил «множество исков», которые нарушили его нормальное функционирование и сделали невозможным продолжение строительной деятельности, объясняет компания свое решение. В базе суда есть информация о 12 исках к «Инжтрансстрою» о взыскании более 4 млрд руб., девять из них находится на рассмотрении.

Корпорацию «Инжтрансстрой» создал в 2007 г. бывший министр строительства России Ефим Басин. Он ушел с поста вице-президента корпорации «Трансстрой», когда ее купил «Базовый элемент» («Базэл») Олега Дерипаски. В 2012 г. в интервью приложению «Ведомостей» «Недвижимость. Стены бизнеса» Басин говорил, что «Инжтрансстрой» держит 1-е место по госзаказам. По данным «СПАРК-Интерфакса», владельцы ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» - сам Басин (у него 87,76% долей компании), Александр Шандеров (10,2%) и Олег Басин (2,04%). Выручка корпорации в 2012 г. по РСБУ (более поздних данных нет) составила 37,75 млрд руб., чистая прибыль - 604,77 млн руб., указано в «СПАРК-Интерфаксе».

В Сочи компания, по ее данным, строила 14 объектов - дорогу в Красной Поляне, главный медиацентр, гидротехнические комплексы в порту Сочи и в устье Мзымты. Общую сумму олимпийских контрактов «Инжтрансстроя» Фонд борьбы с коррупцией оценивал более чем в 70 млрд руб. Сколько эти объекты в итоге стоили «Инжтрансстрою», компания не указывает. Связаться с Басиным не удалось. Представитель корпорации отказался от комментариев.

По закону подрядчик должен остановить строительство, если выбился из сметы, говорит федеральный чиновник, компания этого не сделала и шансов доказать что-то в суде у нее нет. По его словам, вопрос о компенсации корпорации ее потерь из бюджета не рассматривается.

Сметы растут не только по вине строителей, рассказывал в 2012 г. Басин. «Во-первых, место под олимпийские объекты выбрано неудачно: сплошное болото, глубиной до 40 м, получаются дорогостоящие фундаменты, коммуникации. И в горах тоже несладко. Казалось бы, горы - гранит, твердые грунты, а там сплошные оползни. Приходится закладывать в проектах подпорные стенки, мощные буронабивные сваи, анкеры, нагели.

Все это ведет к удорожанию. Во-вторых, аппетиты растут и у заказчиков», - говорил Басин.

«Часто начинаешь один объект, а заканчиваешь другой, - отмечал Басин. - Например, на автомобильной дороге от Красной Поляны к горной олимпийской деревне появилось два тоннеля, которых не предусматривалось ранее».

Затраты на объекты к Олимпиаде выросли и у других компаний. Акционеры «Красной Поляны» (строила, в частности, спортивно-туристический комплекс «Горная карусель») дважды докапитализировали компанию: вначале - почти на 9 млрд руб. (акции на 7,6 млрд купил «Сбербанк капитал», еще на 1,348 млрд - группа компаний НББ Магомеда Билалова, бывшая тогда в числе акционеров «Красной Поляны»), потом - на 13,86 млрд (допэмиссию покупали структуры Сбербанка). Внешэкономбанк пересмотрел условия ряда олимпийских проектов и увеличил сметы по Красной Поляне на 7 млрд руб., рассказывал осенью 2013 г. председатель госкорпорации Владимир Дмитриев (его цитировал «Прайм»). Фактические затраты «Трансстроя» на строительство дублера Курортного проспекта, по словам его гендиректора Игоря Панкина, превысили сметную стоимость на 4 млрд руб.

По расчетам Минрегиона, сочинская Олимпиада подорожала с первоначальных 314 млрд до 1,5 трлн руб., став самой дорогой в истории. Смета выросла, потому что в Сочи требовалось построить слишком большой объем зданий и инфраструктуры, в городе была плохая геология, а Международный олимпийский комитет выдвинул дополнительные требования, которые растянули сроки строительства, объясняли чиновники.