Налог с подарков

Деньги, которые ритейлер получил за неиспользованные подарочные карты, нужно считать его доходом, решил суд

Арбитражный суд Москвы стал на сторону инспекции Федеральной налоговой службы № 7 в споре с компанией «Единая Европа - С. Б.» (управляет сетью косметики и парфюмерии «Иль де боте») и обязал доначислить 17,5 млн руб. налогов на добавленную стоимость и прибыль, пени и штрафа, говорится в картотеке судебных решений.

Налоговая решила, что «Единая Европа - С. Б.» не включила в доход 7,8 млн руб., полученных от продажи подарочных карт, срок действия которых истекал в 2010-2011 гг. (учитывались операции только с юрлицами).

Ритейлер в суде указывал, что если сертификаты не были использованы до окончания срока их действия, то эти неиспользованные деньги становились кредиторской задолженностью перед контрагентами. А такая задолженность, если она не востребована кредитором, признается внереализационным доходом, настаивал ритейлер. Суд первой инстанции решил, что налоговая «ошибочно» считает остатки авансов безвозмездно полученными: компания не может учитывать неиспользованные деньги для целей налогообложения, так как по условиям договора должна вернуть остатки, указанные в акте взаиморасчетов.

Но налоговики считают, что договоры купли-продажи между «Единой Европой - С. Б.» и юрлицами могут считаться исполненными только в момент передачи товара. А если подарочная карта не была использована, то реализация товара отсутствует, договор купли-продажи считается незаключенным, а задолженность перед контрагентами прекращается в момент истечения срока действия подарочной карты. Таким образом, полученные деньги не являются предоплатой и в момент истечения срока действия подарочных карт оставшиеся суммы нужно учитывать как доход. Апелляция поддержала такую позицию налоговой инспекции.

Позиции сторон изложены в судебных документах. В «Единой Европе - С. Б.» на запрос «Ведомостей не ответили, связаться с представителями налоговой не удалось.

Продажа подарочного сертификата для магазина - это получение предоплаты за товары, которые будут реализованы в будущем, а доход возникает в тот момент, когда покупатель предъявляет сертификат и получает в обмен товары, говорит Юлия Кузнецова из юрфирмы Sameta. Но как классифицировать эти средства, зависит от того, были ли сертификаты индивидуализированы - например, были ли у них номера.