Патриотизм плюс бедность

В России растет число потребителей, говорящих, что они не покупают импортных товаров. Одни - из патриотических соображений, другие - из желания экономить

В 2013 г. доля респондентов, которые говорят, что точно или скорее всего не покупали товары импортного производства, составила 42%, свидетельствуют данные GfK. В 2012 г. таких было 39%. Статистически это различие значимо, уверяет руководитель направления «Рыночные возможности и инновации» в GfK Александр Шмельков (данные GfK получила из ежемесячного опроса 1000 человек, проживающих в городах с населением не меньше 500 000 человек).

С 2008 г. у россиян наметился рост патриотизма, зафиксировали аналитики GfK. «Это проявляется в сдвиге ценностных установок: гордость за свою страну, готовность трудиться на благо страны, признание русских достойной и важной частью мирового сообщества, любовь к родине», - рассказывает Шмельков. Опосредованно такие сдвиги влияют и на поведение покупателей, считает эксперт.

Доля импорта в товарообороте розницы постепенно снижалась в последние годы, свидетельствуют и данные Центра развития Высшей школы экономики. С докризисного пика в 47% она упала в 2009 г. до 41% и в последние два года находится на уровне в 44%. По прогнозу экспертов центра, она останется примерно на этом же уровне и в нынешнем году.

Ритейлеры не заметили массового отказа потребителей от продукции зарубежного производства. На поведение покупателей могут влиять Олимпиада и конфликтная ситуация на Украине, полагает Шмельков. Политические настроения россиян в последний месяц сказались на отдельных категориях продуктов, признаются ритейлеры. С начала марта в магазинах «у дома» «Дикси» почти вдвое выросла доля крымских вин - с 8 до 15%, говорит представитель компании. Во втором по выручке российском ритейлере Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») продажи вин этого региона за последние две недели выросли в полтора раза, сказал представитель сети Владимир Русанов. При этом число представленных товарных позиций в обеих сетях существенно не увеличивалось.

«Можно довольно уверенно предположить, что был рост покупок отечественных товаров во время Олимпийских игр. В первую очередь скорее непродуктовых - символика сборной, например, сувениры, товары с логотипом «Сочи-2014», - говорит эксперт. В X5, по словам Русанова, снова начал расти спрос на товары с российской символикой, несмотря на то что Олимпиада закончилась: продажи маек, кепок и др. выросли только за последнюю неделю в 1,5-2 раза. Такие покупки, по словам Шмелькова, скорее способ подчеркнуть принадлежность к группе «русские», чем выбор продукта как таковой.

В кризисные годы доля покупателей, отказывающихся от импортных товаров, как правило, растет, отмечает Шмельков: «Естественно, потребители выбирают более дешевые российские аналоги». О наметившейся экономности россиян говорил в начале этого года крупнейший российский ритейлер «Магнит». «Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», - заявил ритейлер по итогам прошлого года. Это характерно для всех товаров и для всех социальных групп потребителей, констатировала компания. Заметили такую динамику и независимые аналитики: по данным Nielsen за III и IV кварталы 2013 г., 38% респондентов в России заявляли, что стали покупать более дешевые продовольственные бренды, хотя еще в I и II кварталах прошлого года таких покупателей было 20 и 18% соответственно.