От редакции: Сильный, державный

Денис Абрамов/ Ведомости

Российские власти явно сделали выбор в пользу великодержавности при низком качестве жизни граждан. Граждане этот выбор поддержали: державность лучше богатства. Причастность к величию государства сегодня кажется большинству граждан России ценностью более важной, чем личное благосостояние.

По данным ВЦИОМа, доля респондентов, уверенных в том, что Россия в ближайшие 15-20 лет станет великой державой, за год выросла с 41 до 54%; считающих, что она уже великая держава, - с 10 до 20%. Это максимальные показатели с 2003 г., подобный, но менее мощный прилив великодержавности наблюдался осенью 2008 г., после грузинской войны. Доминирующим признаком великой державы по инерции считают развитую экономику (52%), но важность мощной армии тоже выросла за год с 35 до 42%, а вот важность уровня благосостояния граждан упала с 33 до 25%. Также любопытен размен демократии и прав человека (падение с 8 до 3%) на роль мирового центра влияния (рост с 6 до 11%).

До третьего срока Владимира Путина российские власти не могли сделать выбор между двумя целями - великодержавностью и благосостоянием. В 2007 г. американский экономист Майкл Портер, консультировавший российское правительство, писал: «В то время как одни министерства стремятся к созданию более конкурентной среды, другие настаивают на прямом управлении микроэкономическими процессами посредством госрегулирования и создания мощных корпораций, имеющих как экономические, так и политические задачи. Какова цель - сильное государство или благосостояние населения?»

Но в третий срок выбор был сделан: Россия должна быть не просто сильным государством, но великой державой, а вопросы развития можно рассматривать во вторую очередь.

Общество поддержало выбор: по данным «Левада-центра», главным достижением Путина на посту президента граждане считают возвращение Россией статуса великой державы (51% в 2014 г. против 36% в 2013 г.). Фонд «Общественное мнение» сообщает, что с декабря 2012 г. доля называющих себя патриотами выросла с 64 до 75%. При этом, возможно, не до конца осознана и угроза изоляции. Еще один опрос ВЦИОМа показывает, что граждане не верят в возможность изоляции России от Запада (50% считают ее маловероятной, 13% - невозможной).

Сравнительные исследования удовлетворенности жизнью показывали в последние годы ее рост у россиян, хотя до среднего уровня в ОЭСР было все еще далеко. Потребительская уверенность даже стала снижаться в последние месяцы. Тут как раз подоспела сначала Олимпиада, а затем и победоносная война.

Вообще-то противоречие между величием державы и уровнем благосостояния граждан иллюзорно, оно происходит из индустриальных советских времен. Граждане СССР соглашались на «долю в величии» державы в обмен на отказ от участия в политике и низкое качество жизни. Но в какой-то момент этот договор им надоел. Можно предположить, что и нынешний крен в великодержавность окажется временным.