IPO экологической системы

Китайская интернет-компания Alibaba намерена провести первичное размещение в США. Рекорд Facebook может не устоять
Bloomberg

Компания Alibaba, которую СМИ называют королевой интернет-торговли Китая, подала заявку на первичное размещение в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США. Организаторы сделки - Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley.

Компания намерена привлечь не менее $1 млрд, говорится в материалах к IPO. Но аналитики считают, что Alibaba может побить рекорд Facebook, который в 2012 г. привлек $16 млрд. Китайская компания еще не выбрала, на какой площадке США пройдет сделка - на Нью-Йоркской фондовой бирже или NASDAQ.

Alibaba пока не сообщила параметров размещения, но размер сделки можно понять из приведенных в проспекте к IPO данных о справедливой стоимости обыкновенных акций компании - Alibaba использует их, в частности, для расчета компенсаций сотрудникам и для сделок (см. врез). Как пишет Reuters, последняя оценка акций Alibaba предполагает, что вся компания стоит около $116,1 млрд. Но эта оценка существенно ниже консенсус-оценки 25 аналитиков, опрошенных агентством: она составляет $152 млрд.

34,4% Alibaba принадлежит японскому SoftBank, 24% - американской Yahoo!, основателю компании Джеку Ма, который сейчас руководит ею, - 9%. Ма начинал карьеру как учитель английского языка, а затем работал в разных сферах - например, был менеджером в KFC. Как часто рассказывают его коллеги на конференциях по всему миру, впервые он использовал интернет в 1995 г. - для поиска по словам «пиво» и «Китай». Alibaba.com была создана в 1999 г., сейчас доля Ма в Alibaba исходя из приведенных в проспекте данных о справедливой стоимости акций может стоить более $10 млрд, доля Yahoo! - $26,2 млрд, а доля SoftBank - почти $40 млрд. Предполагается, что и после первичного размещения доля SoftBank по-прежнему будет больше 30%, но его голосующие права не смогут превышать этот уровень, а излишек он должен будет передать голосующему трасту под управлением Ма и вице-президента компании Джо Цая.

Alibaba - не обычная интернет-розница, это экологическая система компаний с дополняющими друг друга специализациями. Сами компании не выступают непосредственно продавцами товаров. Alibaba управляет крупнейшими по обороту в Китае торговыми площадками - Taobao и Tmall, а также площадкой для групповых закупок Juhuasuan. За 2013 г. эти три площадки провели сделок на $248 млрд для 231 млн активных покупателей и 8 млн активных продавцов. Это больше, чем оборот Amazon и eBay, вместе взятых. Три ресурса обеспечили 82,7% выручки Alibaba за девять месяцев, закончившихся 31 декабря 2013 г.

По данным китайской исследовательской компании iResearch, Alibaba управляет также крупнейшей по онлайн-обороту торговой площадкой в Китае - Alibaba.com, а также сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей, основная аудитория сайта - из России, Бразилии и США. Alibaba также предоставляет IT-услуги, технологическую инфраструктуру и маркетинговые исследования и управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.

Большая часть выручки компании приходится на доходы от рекламы, комиссионные от продавцов и абонентскую плату участников. Выручка группы за год, закончившийся 31 марта 2013 г., составила $5,55 млрд (все статистические данные - по стандарту US GAAP). Китайский рынок обеспечил $4,96 млрд, зарубежный - $669 млн. За девять месяцев к концу 2013 г. общая выручка группы составляла уже $6,51 млрд. Чистая прибыль за этот период составила $2,85 млрд, скорректированная EBITDA - $3,84 млрд.

Компания демонстрирует самый мощный рост в истории интернет-торговли, заявил The Wall Street Journal аналитик Piper Jaffray Юджин Мюнстер. Это он считает основной причиной большого интереса со стороны инвесторов.

Тем, кто решится инвестировать в нее, Alibaba обещает рост, основанный главным образом на продолжении потребительского и интернет-бума в Китае. Рост потребительских расходов в Китае, на которые пришлось 36,5% ВВП страны в 2013 г., будет поддерживать высокие темпы в онлайн- и мобильной коммерции. В материалах к первичному размещению Alibaba отмечает, что в ближайшие два года оборот онлайн-торговли в Китае может вырасти более чем на 27%, по оценке iResearch.

Помимо роста числа активных покупателей и расходов уже существующих пользователей, расширения товарных категорий и развития мобильной коммерции Alibaba за пределами США хочет сосредоточиться на том, чтобы встроить трансграничные покупки в свою экосистему. «Мы продолжим развивать наш международный бизнес, соединяя по всему миру ритейлеров с китайскими потребителями (Tmall Global), китайских поставщиков - с зарубежными розничным (AliExpress) и оптовыми (Alibaba.com) рынками», - говорится в проспекте к размещению.