«Эльдорадо» отступает в онлайн

Один из крупнейших продавцов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» в прошлом году почти не увеличил выручку. Для ее роста сети придется снова сосредоточиться на традиционных магазинах и одновременно стать конкурентом новым онлайн-игрокам
Сейчас покупки в магазинах и на сайте «Эльдорадо» делают одни и те же люди/ С. Бобылев/ ИТАР-ТАСС

«Эльдорадо» за 2013 г. почти не увеличило продажи: выручка выросла лишь на 0,9% до 96,08 млрд руб. без НДС, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Эльдорадо» Ондржей Фридрих (он возглавил компанию в марте). В результате за год сеть отстала по выручке не только от лидера рынка, компании «М.видео», но и от конкурента из региона - сети DNS. Выручка «М.видео» составила 148,4 млрд руб. без НДС, а продажи DNS аналитики Infoline оценили в 110,6 млрд руб.

Рост выручки большинства конкурентов связан с активной экспансией, а «Эльдорадо» в 2013 г. усилия и инвестиции направляло на развитие онлайн-направления, которое только начинает приносить выручку, говорит Фридрих: «Учитывая общий рост рынка на 3%, наши показатели были для нас ожидаемы».

За прошлый год среди продавцов бытовой техники и электроники стала заметна конкуренция со стороны новых игроков, в первую очередь онлайн-ритейла. Четвертым и пятым игроками по выручке стали «Юлмарт» (32,6 млрд руб.) и «Ситилинк» (30,7 млрд руб.). «Мы хотим получить долю рынка у «чистых» интернет-игроков», - говорит Фридрих. Сейчас основная часть онлайн-клиентов «Эльдорадо» - это те же люди, что приходят в его обычные магазины. Теперь «Эльдорадо» хочет стать реальным конкурентом для чистых онлайн-игроков, говорит Фридрих: «Чтобы наши посетители поняли: мы - конкурент для «Юлмарта» или «Ситилинка», у нас есть интернет-гипермаркет». «Наши конкуренты сделали многое, чтобы клиенты знали об их форматах в онлайн-торговле, а мы пока не предприняли всего необходимого, чтобы объяснить покупателям, что такое наши пункты выдачи и интернет-гипермаркеты», - говорит он. Открывать много новых магазинов не получится, рынок бытовой техники и электроники за год может упасть, так как в экономике стагнация, а цены растут из-за роста курса валют, рассуждает партнер компании Strategy Partners Виталий Вавилов. Расти можно, только отвоевывая долю у существующих игроков, соглашается он, но предупреждает: отвоевывать долю у интернет-игроков сложно, так как многие из них работают на сером рынке.

Гендиректор «Эльдорадо» ждет, что по итогам 2014 г. сеть вернется к росту продаж на 15%. Пока, несмотря на рост онлайн-продаж, основным генератором выручки останутся традиционные магазины. В I квартале сопоставимые продажи «Эльдорадо» выросли на 10%, и это произошло благодаря офлайн-продажам, говорит Фридрих. Общая выручка за первые три месяца составила 24,06 млрд руб. (+12,6% год к году), из них на онлайн пришлось 3,12 млрд руб. (+118,4%). Сейчас у «Эльдорадо» 373 магазина, 145 пунктов интернет-магазина и 223 франчайзинговых магазина.

«В прошлом году при развитии сети мы делали упор на новые пункты выдачи, в этом году мы снова обратим внимание на наш оригинальный формат и интернет-гипермаркеты», - говорит Фридрих. Он не сообщил, сколько будет открыто традиционных магазинов - это будет зависеть от предлагаемых площадей. Оптимальной торговой площадью на данный момент «Эльдорадо» считает 1500 кв. м. «Мы видим, что происходит некая «вторая влюбленность» [в восприятии больших торговых форматов] - не только для покупателей, но и для вендоров», - говорит гендиректор сети. Вендоры, по его словам, поняли, что организовать полноценную демонстрацию возможностей своей техники и технологий, которые становятся все более многофункциональными, в онлайне сложно - для этого требуется «настоящий» магазин.

Правда, сами онлайн-ритейлеры серьезной угрозы со стороны традиционных сетей пока не видят. «Мы не видим угрозы от федеральных сетей, работающих и в офлайне, и в онлайне, потому что они еще сами не знают, как в этом себя позиционировать», - говорит директор по маркетингу «Ситилинка» Роман Сычев.