«Аэрофлот» остановил ФАС

Авиакомпании получили передышку в споре о ценовой политике с ФАС. До решения суда по иску «Аэрофлота» служба не будет требовать менять систему продаж
«Аэрофлот» сумел отстоять право авиакомпаний повышать цены на билеты непосредственно перед вылетом/ Е. Кузьмина/ Ведомости

2 апреля ФАС разослала предупреждения всем крупным авиакомпаниям страны - перевозчикам групп «Аэрофлот», S7, «Ютэйр», а также «Трансаэро» (в 2013 г. на них пришлось 68,9% пассажиропотока - 58,2 млн из 84,5 млн, следует из данных Росавиации). В одном из таких документов (есть у «Ведомостей») говорится, что «используемая в сфере авиаперевозок система динамического ценообразования предполагает увеличение цены на услугу по мере увеличения спроса и заполняемости салона и <...> снижение цены при низком спросе и невысокой заполняемости».

ФАС пока не будет возбуждать дела в отношении авиакомпаний, не исполнивших требование ведомства изменить ценовую политику, сообщил начальник управления контроля транспорта и связи службы Дмитрий Рутенберг (его слова передал «Интерфакс»). Представитель ФАС подтвердил, что это официальная позиция службы.

Но на практике цены только повышаются, указывает ФАС, и «отказ перевозчиков от ценовой конкуренции ближе к дате вылета существенно ограничивает конкуренцию <...> способствует замедлению темпов роста перевозок». До 15 мая ФАС потребовала изменить систему продаж таким образом, чтобы ближе к дате вылета цены на билеты снижались «с учетом динамики изменения потребительского спроса».

Если компании добровольно не устраняют нарушения, указанные в предупреждениях ФАС, то служба может возбудить дело и уже по результатам расследования вынести обязательное к исполнению предписание. Перевозчики не последовали предупреждению ФАС, а «Аэрофлот» подал иск в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить предупреждение. Первое заседание состоится 17 июля, говорится на сайте суда. По словам Рутенберга, тяжба с «Аэрофлотом» закончится не раньше середины осени и до этого момента ФАС будет консультироваться с авиакомпаниями и экспертами.

Представители «Аэрофлота» и «Сибири» не стали комментировать решение ФАС не возбуждать дела против авиакомпаний. Человек, близкий к «Аэрофлоту», сказал, что «это лучше, чем коллапс, который мог возникнуть». «Надеемся, что ФАС разберется в ситуации и не будет рубить с плеча», - говорит представитель «Ютэйр». Но ФАС от своей идеи не отказывается. «Мы считаем, что практика динамического ценообразования со снижением цены в случае, если салон воздушного судна не заполнен, может дать экономический эффект как для пассажиров, так и для самих авиакомпаний, которые, увеличив загрузку самолета, получат дополнительную прибыль», - заключил Рутенберг.

Нет необходимости менять систему продаж авиабилетов, поскольку де-факто она соответствует как предложениям ФАС, так и нормативным актам Минтранса России, требованиям рынка и международной практике, говорит первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров (его слова передал представитель). «Необходимо учитывать, что чрезмерное вмешательство госорганов в сбалансированную систему продаж авиакомпаний может привести к негативным последствиям, в первую очередь для самих пассажиров», - считает он.

Существующая система продаж помогает авиакомпаниям получать прибыль от своей деятельности: дешевые билеты, которые мы продаем заранее менее обеспеченным слоям населения, компенсируются, когда билеты перед вылетом покупает аудитория, менее чувствительная к цене, говорит представитель «Ютэйр». Сотрудник еще одной крупной авиакомпании напоминает, что авиационный бизнес - низкомаржинальный и сезонный: в низкий сезон регулярные авиакомпании летают в убыток, а в высокий сезон компенсируют это. Летом выполнить требование ФАС фактически невозможно, потому что самолеты летают практически со 100%-ной загрузкой, заключает представитель «Ютэйр», но даже зимой по популярным маршрутам в города высокой деловой активности (Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург) самолеты тоже летают полными.

Но важно другое, говорит сотрудник крупной авиакомпании: «Если пассажиры будут знать, что в день вылета смогут купить дешевые билеты, они перестанут покупать билеты заранее, авиакомпании перестанут заранее получать необходимый денежный поток и их бизнес рухнет».