От редакции: Пенсия солидарности

Денис Абрамов/ Ведомости

Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что 243 млрд руб. накопительных пенсий за 2014 г., которые были заморожены правительством, должны быть возвращены негосударственным пенсионным фондам после их акционирования. Это, по Улюкаеву, «неявное, эксплицитное обязательство» государства перед застрахованными лицами.

Министр финансов Антон Силуанов говорит в ответ, что эти средства изначально не планировалось возвращать фондам, деньги уже пошли на Крым и антикризисные мероприятия, источников для компенсации нет.

Решение о замораживании пенсионных накоплений было принято в сентябре 2013 г.: накопительные взносы за 2014 г. переданы Пенсионному фонду России (ПФР) на текущие выплаты пенсий, Минфин на ту же сумму уменьшил трансферт ПФР, передав сэкономленные средства в резерв на случай плохой экономической ситуации. По случайному совпадению плохая экономическая ситуация возникла вместе с новым российским регионом - Крымом.

Действительно, возвращать средства государство не обещало, а обещало учесть изъятое в страховой части пенсии. То есть заменить деньги на условные баллы. Правила расчета страховой части были при этом изменены так, что, во-первых, будущему пенсионеру трудно понять, сколько он может получить, во-вторых, размер пенсии зависит от трансферта из бюджета, который определяется в ручном режиме раз в три года. По всему выходит, что пенсии будут ниже, будут зависеть не от гражданина, а от государства, а и без того скудный финансовый рынок лишится еще одного источника длинных денег.

Будем реалистами, не в министерствах решается судьба потраченных накоплений.

Если бы президент Путин зачем-то решил вернуть пенсионные накопления гражданам, источник был бы быстро найден. Зачем ему могло бы такое понадобиться? Только если бы был недоволен электорат.

А электорат доволен. Накопительная пенсия не является массовым раздражителем и в силу возрастного порога (вопрос касается людей, родившихся после 1967 г.), и в силу недоверия к государству.

В каком-то смысле государство даже помогло будущим пенсионерам, присоединив Крым и потратив на него их деньги. Без Крыма гражданин от 1967 года рождения плохо представлял себе свою будущую пенсию и не верил в нее. А теперь она материализовалась. Да, кроме чувства национальной гордости, Крым гражданину ничего не дал - и экономически Крым «наш» так же, как «наша» накопительная часть. Зато настроение как поднялось!

Потеря будущих денег и приобретение Крыма находятся в разных плоскостях восприятия. Мы уже цитировали опрос «Левада-центра», в котором эти плоскости соединялись: 30% опрошенных не готовы нести личное бремя расходов за Крым, 19% уверены, что их это не коснется. Прямой налог на Крым, аналогичный немецкому «налогу солидарности» (введен в 1991 г. для поддержки новых восточных земель), в России сейчас ввести было бы сложно. А вот «пенсия солидарности» вполне сработала. Не исключено, кстати, что замораживание накопительных взносов продлится и в 2015 г.