России деньги не нужны

Россия разрешила Белоруссии оставить себе в 2015 г. все доходы от экспорта нефтепродуктов. Бюджет самой России может недосчитаться до $1,5 млрд

Предоставить Белоруссии скидку премьеры двух стран - Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович - решили во вторник. Конкретные итоги вице-премьер Аркадий Дворкович объявил вчера: Белоруссия сможет оставлять себе все пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти (его слова по «Интерфаксу»). Сейчас эти доходы зачисляются в российский бюджет.

Сумму потерь Дворкович не назвал - она зависит от цен на нефть и нефтепродукты. Исходя из ранее согласованных поставок нефти Белоруссии (23 млн т в 2015 г.), потери российского бюджета могут составить $1,5 млрд, подсчитывал Александр Кнобель из Института Гайдара.

Первоначально ожидалось, что Белоруссия перечислит России в 2015 г. около $3 млрд, но на переговорах президентов стран Таможенного союза Россия отказалась от половины этих доходов. В противном случае Белоруссия может не вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), пригрозил президент Александр Лукашенко. Теперь российский бюджет и вовсе лишится этих доходов. Во вторник вечером после совещания белорусские и российские чиновники называли «Ведомостям» более скромные суммы «скидки» - около $700 млн.

Это плата за налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, объяснял ранее Дворкович. В 2015-2017 гг. будет резко повышен НДПИ и снижены пошлины на экспорт нефти и топливные акцизы. Снижение пошлин приведет к росту внутренней цены на нефть в России, что снизит маржу как российских, так и белорусских НПЗ - они тоже закупают нефть в России по внутренней цене, без пошлин. Ранее Лукашенко оценивал потери Белоруссии в $1 млрд, а не в $1,5 млрд.

В результате налогового маневра российский бюджет и так недополучит около 240 млрд руб. (по сравнению с прежним планом). В бюджете серьезные проблемы, заходит речь о повышении налогов и $1,5 млрд - серьезные для России деньги, признает чиновник. Это сопоставимо с расходами федерального бюджета в 2015 г. на физическую культуру и спорт или на охрану окружающей среды. Это около половины расходов на ЖКХ. Чтобы заткнуть бюджетные дыры, уже принято решение повысить нагрузку на фонд оплаты труда по взносам на обязательное медицинское страхование, продлено на 2015 г. замораживание взносов на накопительную пенсию (это позволит бюджету сэкономить на трансферте ПФР).

«Белоруссии помог шантаж», - объяснял федеральный чиновник: страна заявила, что если не сократят сумму компенсации, то она не вступит в ЕАЭС. Другой чиновник уверяет, что договоренность пока только на 2015 г. «Мы лишь хотим, чтобы НПЗ поддержали на тот период, пока они проведут модернизацию, сохранят им хотя бы минимальную рентабельность», - объяснял белорусский чиновник. Есть план модернизации белорусских НПЗ, который позволит нарастить выпуск высокомаржинальных светлых нефтепродуктов - в будущем это может компенсировать потери от роста цены на нефть, замечает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов.

По данным Минэнерго, маржа российского среднего НПЗ в результате маневра снижается примерно с $55 до $30 с тонны, для НПЗ с глубиной нефтепереработки ниже 70% и большой долей мазута в выпуске (свыше 30%) - до $15-20. В Белоруссии рентабельность НПЗ сопоставима с российским уровнем и снижение будет аналогичным, оценивал Московский нефтегазовый центр EY.

Но так же, как и российские НПЗ, белорусские заводы заранее знали, что их рентабельность будет снижаться, рассказывает Борисов. До принятия решения о маневре в российском бюджете был заложен сценарий повышения пошлин на мазут до 100% от нефтяной (Белоруссия устанавливает пошлины на нефтепродукты по российским ставкам), говорит он. Для НПЗ обеих стран маневр - более выгодный сценарий, чем повышение пошлин на мазут, заключает Борисов.